double arrow

Краткие теоретические сведения. На сегодняшний день железные дороги играют ведущую роль в перевозке пассажиров, что в свою очередь требует постоянного изыскания более современных оперативных


На сегодняшний день железные дороги играют ведущую роль в перевозке пассажиров, что в свою очередь требует постоянного изыскания более современных оперативных методик управления этим процессом для того, чтобы сохранить устойчивое положение и конкурентоспособности на рынке транспортных услуг с одновременным снижением эксплуатационных затрат и привлечением дополнительных доходов.

В одном из положений о стратегическом развитии железнодорожного транспорта с целью более эффективного управления пассажирскими перевозками должен быть создан оперативный механизм управления, который бы автоматизировал сбор, обработку и выдачу руководству железных дорог всей необходимой ему информации для принятия оперативных решений по регулированию перевозок, снижению затрат и получению дополнительных доходов. Такой механизм управления разработан на базе новой системы «Экспресс-3». Система «Экспересс-3»взяла на себя функции управления всеми основными технологическими процессами. К ним относятся багажные, грузобагажные, почтовые перевозки, эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов, оперативное планирование перевозок на базе диспетчерских центров с выдачей необходимой информации по назначению и отмене поездов и вагонов, их эффективности использования (рентабельности), а также с выдачей всех показателей, включая сопровождение и анализ маркетинговой деятельности.

Такая организация пассажирских перевозок, предусматривающая переход от управления продажей билетов к управлению пассажирскими перевозками в целом, себе уже оправдывает, поскольку базируется на мощном комплексе электронных систем «Экспресс-3», обеспечивающих сбор т обработку информации о перевозках пассажиров и их требованиях. В этом, собственно, и состоит отличие электронных систем «Экспресс-3» на Российских железных дорогах от действующих ныне систем железных дорог Западной Европы.

Отличительной особенностью всех перечисленных электронных систем резервирования является их работа, и межсистемное взаимодействие в реальном масштабе времени с участием большого числа абонентов, охватывающих всю территорию сети железных дорог. Системы позволяют сконцентрировать всю исходную информацию о перевозках пассажиров и их требованиях. Функциональные возможности этих систем могут развиваться в различных направлениях. Они могут превращаться в многофункциональные системы со сфрой действия, охватывающей через сети связи все железные дороги мира, включая взаимодействие с системами других видов транспорта. При этом весь многолетний опыт их эксплуатации показывает, что, если мы хотим получить наибольшую эффективность, необходимо стремиться к централизации информации в ЭВМ большей мощности, что позволяет дорогам получать более широкие возможности как в области предоставляемого сервиса и услуг пассажирам, так и в области эффективного управления пассажирскими перевозками.

Процесс управления пассажирскими перевозками в своей основе сводится к установлению оптимального соотношения между потребностью населения в перевозках и имеющимися транспортными средствами (парком вагонов) у дорог в условиях непрерывного колебания пассажиропотоков с тем, чтобы иметь минимальные эксплуатационные расходы и достаточные доходы. Наличие только одних непрерывно образующихся пассажиропотоков, без учета состояния и дислокации парка пассажирских вагонов, не позволяет вырабатывать регулировочные мероприятия с указанием назначения и отмены поездов и вагонов.

В АСУ «Экспресс-3» вопросы экономики, финансов и маркетинга решаются с помощью информационно-управляющей программы АСУ-Л (автоматизированная система планирования и управления пассажирскими перевозками). Её главная задача – автоматизация технологических процессов, связанных с управлением пассажирскими перевозками. В рамках этой подпрограммы решаются следующий комплекс задач:

- сбор основных показателей, связанных с перевозкой пассажиров;

- определение корреспонденций пассажиропотоков;

- контроль и учет населенности пассажирских поездов;

- доходы от перевозок в зависимости от используемого тарифа;

- спрос пассажиров на перевозки;

- статистическая и финансовая отчетность, включая взаиморасчеты за пассажирские перевозки;

- маркетинг рынка пассажирских перевозок;

- прогнозирование пассажирских перевозок;

- оперативное отслеживание экономической эффективности (рентабельности) назначения поездов и т.п.

Основой построения прогноза в системе является анализ посуточных отправлений пассажиров. При этом банк данных АСУ «Экспресс-3» обеспечивает полную автоматизацию сбора данных о проданных проездных документах и свободных местах на каждую дату за 12 предшествующих лет. Информационные поля формируются по направлениям и по каждому номеру поезда и содержат: объемы отправлений пассажиров; населенность вагонов различных типов; степень использования вместимости составов; коэффициенты сменяемости мест и т.п.

Все основные функции системы «Экспресс-3» разбиты на четыре основные модели, которые показаны в табл. 7.1

Таблица 7.1


Сейчас читают про: