Менеджмент ценообразования продукции сельского хозяйства на предприятии (организации) АПК

Принципы определения цены товаров, работ или услуг (правда для целей налогообложения теперь определены законодательно - статьей 40 Налогового кодекса РФ.

В общем случае в качестве рыночной цены принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

На уровень рыночной цены оказывают влияние следующие факторы:

сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потеря товарами качества или иных потребительских свойств;

истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговая политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Последнее справедливо только для товаров перерабатывающей отрасли сельского хозяйства.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Таким образом, при планировании выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и, в частности, при установлении цены менеджер должен принимать в расчет цену, определенную договором поставки сельскохозяйственной продукции.

Однако, так как планирование производится в конце отчетного года, то есть тогда, когда договора поставки еще не заключены (или заключены не на полный объем продукции, которую предполагается реализовать в планируемом году), данный вариант определения цены неприемлем.

В этом случае не остается ничего иного, как использовать затратный метод (повсеместно использовавшийся в период плановой экономики). Вкратце этот метод можно описать следующим образом:

определяется производственная себестоимость;

определяется полная себестоимость (посредством прибавления к производственной себестоимости коммерческих или внепроизводственных расходов);

определяется цена реализации продукции посредством умножения полной себестоимости сельскохозяйственной продукции (плановой) на уровень рентабельности (также плановый). До 1996 года уровень рентабельности реализуемой продукции нормативно ограничивался цифрой 25 процентов. В настоящее время это ограничение снято, то есть сельскохозяйственное предприятие, в принципе может установить любой уровень рентабельности (особенно, если учитывать возможность получения прибыли вследствие существования дифференциальных рент и абсолютной ренты). Однако здесь следует учитывать покупательную способность населения, а также ограничения, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношении продукции, отличающейся практически нулевой эластичностью спроса - хлеб, чай, сахар и т. п.. Следовательно, на практике схема расчета будет более сложной, так как придется учитывать влияние многих дополнительных факторов.

Третий из описанных методов определения рыночной цены - метод последующей реализации может быть применен для анализа динамики цен в отчетном периоде, деятельности администрации сельскохозяйственного предприятия по изысканию возможностей реализации продукции по максимально возможным ценам и т.п.

Для более детальной работы по менеджменту ценообразования сельскохозяйственной продукции можно воспользоваться рекомендациями органов федеральной власти. Например, письмом Минфина РФ от 29 мая 1995 г. N 44 установлен Порядок определения нормативов соотношений стоимости сырья и стоимости вырабатываемой из него продукции. И, хотя он обязателен к применению только в отношении продукции, заготавливаемой в рамках государственного заказа, сама схема является применимой и в любом случае ценообразования.

Для определения нормативного соотношения между стоимостью готовой продукции в оптовых ценах и стоимостью сельскохозяйственного сырья используются коэффициенты-соотношения, которые рекомендуется устанавливать по ограниченной номенклатуре сельскохозяйственного сырья и продовольствия, например:

говядина - крупный рогатый скот,

свинина - свиньи,

молоко нормализованное - молоко,

мука - зерно,

масло подсолнечное - подсолнечник,

сахар - сахарная свекла.

В качестве нормативного коэффициента применяется отношение стоимости готовой продукции в оптовых ценах предприятия к стоимости основного вида сельскохозяйственного сырья в закупочных ценах в расчете на единицу готовой продукции. Коэффициенты - соотношения должны обеспечить перерабатывающему предприятию возмещение издержек производства и прибыль.

Оптовая цена предприятия - изготовителя, необходимая для расчета коэффициента - соотношения, определяется:

в целом по всем предприятиям отрасли региона, если они однородны по технической оснащенности, ассортименту и объему производства;

по группе однородных предприятий, из которых выбирается предприятие - представитель. Отдельные элементы затрат этого предприятия (в том числе заработная плата) и прибыль корректируются с учетом повышения эффективности использования материальных ресурсов.

Порядок калькулирования осуществляется в соответствии с отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Далее следует определить необходимую прибыль и рентабельность по конкретному виду продукции и в целом по предприятию.

Прибыль, включенная в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующими нормативными актами. При этом не должны допускаться потери для бюджета.

Рентабельность по конкретному продукту (Р) равна:

Р = (П: З) x 100,

где П - прибыль (руб.);

З - полная себестоимость (руб.).

Нормативные коэффициенты - соотношения между оптовой ценой конечной продукции и стоимостью сырья определяются по формуле:

К = Ц: С,

где К - нормативный коэффициент - соотношение для конкретного вида конечной продукции;

Ц - оптовая цена конкретного вида конечной продукции (руб. за тонну);

С - стоимость сырья при изготовлении конкретного вида конечной продукции (руб. за тонну).

Коэффициенты-соотношения стоимости конечной продукции к стоимости сырья устанавливаются в расчете на единицу готовой продукции и являются предельными для всех или группы предприятий региона, поставляющих продукцию для государственных нужд.

Стоимость единицы основного вида сырья для производства конечной продукции определяется исходя из действующих норм его расхода и цены сырья. Цена единицы основного вида сырья устанавливается на основе фактических данных за период, непосредственно предшествующий установлению коэффициентов. Она не должна быть ниже гарантированных закупочных цен на продукцию, закупаемую для государственных нужд.

Анализ коэффициентов-соотношений и их корректировку рекомендуется проводить по итогам квартала, как это предусмотрено при индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд.

Величина коэффициента-соотношения может изменяться в связи с удорожанием сырья, энергоресурсов, а также с изменением налоговой и кредитной политики. Эти факторы обусловливают необходимость корректировки коэффициентов в тех случаях, когда темпы роста затрат на переработку превышают темпы роста стоимости сырья.

Дифференциация коэффициентов по отдельным предприятиям одной отрасли региона не рекомендуется. В исключительных случаях по решению региональных органов коэффициенты и нормативы могут быть дифференцированы в зависимости от технической оснащенности отдельных предприятий.

При формировании конкретных цен на определенный вид конечной готовой продукции следует учитывать конъюнктуру рынка и платежеспособный спрос населения.

Контрольные вопросы:

1. Как рассчитать потребность в трудовых ресурсах

2. Что такое управление персоналом?

3. Что включает в себя процесс управления персоналом

4. Что такое финансовые ресурсы и по каким видам они классифицируются

5. Что такое денежные потоки

6. Какие основные функции выполняют финансовые структуры предприятий

7. Примерный состав показателей финансового плана и финансового календаря

8. По каким показателям проводится оценка финансового состояния предприятия

9. Каковы основные особенности структуры основных средств на сельскохозяйственных предприятиях?

10. Что такое срок полезного использования и как он определяется?

11. Каковы основные направления оптимизации использования объектов основных средств?

12. В каком случае предпочтительнее брать основные средства в аренду, а не приобретать их в собственность?

13. Какие способы начисления амортизации существуют в настоящее время?

14. Что такое оборотные средства предприятия?

15. Чем ограничивается выбор варианта финансирования оборотных средств?

16. Назовите основные показатели эффективности использования оборотных средств

17. Какие основные методы определения реализационных цен?

18. В каком случае рекомендуется использовать затратный метод?

19. Для чего менеджер может использовать метод последующей реализации?

20. Назовите два основных фактора, которые следует учитывать при формировании конкретных цен реализации?

Тесты:

1. Что является основанием для определения численности работающих:

а) потребность рынка в продукции

б) мощность установленного оборудования

в) численность работающих в прошлый период

2. Наиболее распространенным типом управления в сельском хозяйстве является:

а) линейный

б) функциональный

в) линейно-функциональный

3. Численность обслуживающего персонала рассчитывается:

а) исходя из численности основных рабочих

б) по нормам обслуживания

в) по штатным расписаниям, утверждаемым вышестоящей организацией

4. При дисконтировании доходов их расчетная величина:

а) уменьшается,

б) увеличивается

в) остается прежней

5. При дисконтировании доходов их абсолютная величина:

а) уменьшается,

б) увеличивается

в) остается прежней

6. Платежный календарь составляется

а) на месяц

б) на год

в) на квартал

7. При каком способе начисления амортизации объекты основных средств перенесут свою стоимость на сельскохозяйственную продукции быстрее всего:

а) линейном

б) остаточной стоимости

в) пропорционально сумме лет срока полезного использования

8. При увеличении стоимости объектов основных средств их рентабельность

а) увеличивается

б) уменьшается

в) остается неизменной

9. При увеличении фондоемкости фондоотдача:

а) увеличивается

б) уменьшается

в) остается неизменной

10. От какого показателя в большей степени зависит объем оборотных средств:

а) количества оборотов в периоде

б) продолжительности одного оборота

в) от обоих факторов в равной степени

11. Чем определяется уровень рыночных цен (при условии, что они не регулируются государством) для целей налогообложения?

а) соотношением спроса и предложения

б) платежеспособным спросом населения

в) уровнем цен на аналогичную продукцию в регионе

г) соглашением между продавцом и покупателем

12. Какой основной способ расчета отпускной цены применяется при планировании деятельности сельскохозяйственных предприятий

а) затратный метод

б) метод последующей реализации

в) метод оценки по идентичным сделкам


Ответы на тесты

К главе 2.

1 - б

2 - в

3 - б

К главе 3.

1 - в

2 - б

3 - б

4 - в

5 - в

К главе 4.

1 - б

2 - а, г, б, в

3 - в

4 - б

К главе 6.

1 - б

2 - г

3 - в

4 - в

К главе 7.

1 - а

2 - а

3 - б

4 - б

5 - в

6 - а

7 - б

8 - б

9 - б

10 - в

11 -а

12 - а


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................................................

Глава 1. Теоретические основы возникновения и существования менеджмента................................

1.1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека........................................

1.2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики...................................................................

1.3. Эволюция менеджмента:..........................................................................................................................

1.3.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента............................................................

1.3.2. Школы менеджмента........................................................................................................................

Глава 2. Интеграционные процессы в менеджменте................................................................................

2.1. Суть интеграционных процессов в менеджменте...........................................................................

2.2. Внутренняя и внешняя среда организации......................................................................................

2.3 Факторы прямого и косвенного воздействия....................................................................................

Глава 3. Системы менеджмента......................................................................................................................

3.1. Принципы и функции методы менеджмента....................................................................................

3.2. Функции менеджмента...........................................................................................................................

3.3. Организационные структуры производства и менеджмента......................................................

3.3.1. Организационные структуры управления................................................................................

3.3.2. Организационные структуры производства............................................................................

Глава 4. Процессы управления........................................................................................................................

4.1. Принятие управленческих решений...................................................................................................

4.1.1. Сущность и виды управленческих решений............................................................................

4.1.2. Последовательность принятия решения...................................................................................

Глава 5. Методы управления...........................................................................................................................

5.1. Понятие методов управления...............................................................................................................

5.2. Экономические методы управления...................................................................................................

5.3. Административные (организационно-распорядительные) методы управления...................

5.4. Социально-психологические методы................................................................................................

Глава 6. Организация работы менеджера....................................................................................................

6.1. Личность менеджера...............................................................................................................................

6.2. Лидерство и стиль управления............................................................................................................

6.3. Групповая динамика и разрешение конфликтов............................................................................

6.4. Качество и эффективность управления.............................................................................................

6.5. Система информационного обеспечения управления..................................................................

6.6. Инновационный потенциал менеджмента........................................................................................

6.7. Профессионализация менеджмента..................................................................................................

Глава 7. Особенности менеджмента отдельных направлений деятельности сельскохозяйственного предприятия

7.1. Менеджмент персоналом на предприятии (организации) АПК............................................

7.2. МЕНЕДЖМЕНТ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ) АПК....................

7.3. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ И ОБОРОТНЫХ ФОНДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ) АПК..................................................................................................

7.3.1. Менеджмент организации эффективного использования основных средств.................

7.3.2. Менеджмент организации эффективного использования оборотных средств..............

7.4. МЕНЕДЖМЕНТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ) АПК......................................................................................................................................................................

Ответы на тесты...................................................................................................................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: