Виды правовых актов управления

Классификация правовых актов управления имеет важнейшее значение не только для содержательного познания сущности института правового акта управления, но и для практического применения административных актов, для их поиска и эффективной работы с ними.

1. В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные административные акты ‑ это акты подзаконного административного нормотворчества (или правоустановительные акты).

К нормативным относятся акты:

изданные в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

устанавливающие правовые нормы (правила поведения);

обязательные для неопределенного круга лиц;

рассчитанные на неоднократное применение;

действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Индивидуальные правовые акты управления в отличие от нормативных носят четко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер (их иногда называют правоприменительными актами управления). Они не содержат норм права, устанавливающих общеобязательные правила поведения для неограниченного круга лиц. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Это решения, которые принимаются для реализации нормативных правовых актов. По своему содержанию, индивидуальные правовые акты управления ‑ это распорядительные правовые акты, в которых находит выражение конкретное юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, обращенное к конкретному субъекту (т.е. они адресованы отдельным лицам и носят разовый характер правоприменения).

В смешанных актах могут содержаться как нормативное предписание, так и индивидуальное, адресованное конкретному субъекту управленческой деятельности распоряжение (в связи с допущенным, например, им нарушением) или решение по конкретному управленческому делу (спору). Таким образом, смешанные акты управления включают как нормы права (общеобязательные правила), так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения, необходимость соблюдения каких-то особых правил и т.д.), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:

а) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации для осуществления государственной деятельности;

б) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования развития системы государственного управления, государственных органов;

в) определяющие вопросы планирования (направления, темпы, количественные и качественные показатели развития управления);

г) посвященные реализации функции организации, т.е. формированию системы государственного управления;

д) содержащие элементы распорядительства, т.е. оперативного регулирования управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей;

е) вводящие руководящие правила, т.е. обеспечивающие руководство (закрепление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов ‑ государственных служащих, должностных лиц);

ж) выполняющие функцию координации ‑ согласование деятельности государственных органов для достижения целей и задач управления;

з) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля в различных отраслях или сферах, т.е. устанавливающие соответствие или несоответствие фактического состояния системы государственного управления требуемому стандарту и уровню;

и) выполняющие регулирующую функцию, т.е. использующие методы и способы управления, а также устанавливающие общеобязательные требования и процедуры в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений.

3. В зависимости от области или сферы применения акты управления делятся на группы, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного управления. Традиционно государственное управление подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической.

4. В зависимости от действия в пространстве (территории действия) можно выделить:

а) административные акты, которые распространяют свое действие в пределах определенной территории (Российской Федерации, субъекта РФ; муниципального образования);

б) административные акты локального характера (распространяются на часть территории, на одно административное учреждение, на конкретный трудовой коллектив и т.д.). Локальные правовые акты управления могут приниматься органами исполнительной власти для регламентации внутриорганизационных отношений.

5. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые:

а) немедленно вступают в силу, т.е. с момента их подписания;

б) с даты, указанной в самом акте даты;

в) в срок, указанный в другом административном акте;

г) с момента государственной регистрации и опубликования в нормативно установленном порядке.

6. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:

а) бессрочные, т.е. когда срок действия актов точно не установлен, их можно применять в течение неограниченного срока;

б) срочные, т.е. акты, в которых установлен срок их действия. По истечении данного срока акт управления утрачивает свою силу;

в) временные, т.е. акты управления, действующие в течение неопределенного, но, как правило, непродолжительного времени.

7. В зависимости от формы выражения выделяются:

а) словесные (письменные и устные) акты управления;

б) конклюдентные акты управления.

Письменный административный акт представляет собой оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями письменный документ, в котором содержатся требования, предписания, положения, правила и т.д. Устные административные акты (правило, приказы, распоряжения, команды, указания и т.п.) не требуют соответствующего письменного оформления, так как они предназначены для оперативного вмешательства в текущее управление в целях решения каждодневных управленческих задач.

8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:

а) акты управления органов общего управления (постановления Правительства РФ, правительств республик ‑ субъектов РФ, областной или краевой администрации). Эти акты всегда издаются органами государственного управления общей компетенции. Они регламентируют важнейшие вопросы государственного управления;

б) акты управления органов отраслевого управления (приказы федерального министра, руководителей федеральных служб и федеральных агентств). Эти административные акты регламентируют общественные отношения в какой-то конкретной отрасли государственного управления;

в) акты управления органов межотраслевого (надведомственного) управления (например, приказы Госстандарта России). Эти акты принимаются органами межотраслевой компетенции и направлены прежде всего на решение вопросов, имеющих важнейшее значение для нескольких отраслей или сфер государственного управления;

г) акты управления, издающиеся контрольно-надзорными органами. В этих нормативных правовых актах содержатся важнейшие положения о существе надзорной деятельности, пределах и задачах осуществления надзора, порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности, процедуре применения мер административного принуждения.

9. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, и их названия различают:

а) акты, издаваемые Президентом РФ (указы и распоряжения);

б) акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);

в) акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения);

г) высшего должностного лица субъектов Российской Федерации (постановления либо указы и распоряжения).

10. В зависимости от способа принятия акта выделяют:

а) коллегиальные акты, которые принимаются коллегиальным органом на специальном заседании в итоге проведенного голосования, например Правительством РФ. Как правило, коллегиальные акты управления издаются в форме постановлений, направленных на решение главных, важных и общих вопросов администрирования. Эти же органы управления без коллегиального обсуждения могут готовить распоряжения по организационным вопросам;

б) единоличные акты, которые встречаются на практике намного чаще коллегиальных. Следует подчеркнуть, что часто единоличный акт тем не менее является результатом коллективного обсуждения и согласования.

11. В зависимости от степени соответствия законам (соблюдение требований принципа законности), юридической значимости и действительности административные акты можно разделить на правомерные, оспоримые и ничтожные:

а) правомерные, или законные (правильные, обоснованные, приносящие обществу и государству социальную пользу) акты управления — это административные акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним с тем, чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность;

б) оспоримые акты управления ‑ акты спорного характера или неправомерные (незаконные).

в) ничтожные административные акты (противоправные; недействующие) ‑ акты, которые недействительны и незаконны с момента их издания или принятия, ибо абсурдность и несоответствие публичным интересам очевидны, не требуют специального доказывания этого факта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: