Введение. Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Новосибирск – Москва 2011

Уважаемые коллеги!

Представляем вам уникальную по масштабам и охвату проблем се­рию учебно-методических материалов по профилю «Безопасность жиз­недеятельности», подготовленную совместными усилиями сотруд­ников Московского педагогического государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Московского института открытого образования, Оренбургского го­сударственного педагогического университета, Уральского государ­ственного педагогического университета.

Большой межвузовский авторский коллектив и его руководители проделали важную и актуальную работу в соответствии с положе­ниями Указа Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». Этот концептуальный документ стал основой дальнейшего развития нормативной и учебно­методической базы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В материалах, изданных до 2011 г., сложные события последних лет и положения Стратегии национальной безопасности, естественно, не были отражены. Недостаточно были представлены некоторые сферы социальной, информационной, личной и семейной безопасности, а так­же современные инновационные технологии обучения. При переходе на новые образовательные стандарты и программы педагогам и специа­листам по безопасности, несомненно, пригодятся эти комплексные и добротно оформленные учебно-методические материалы.

Данный учебно-методический комплекс посвящается всем труже­никам, занятым в сфере обеспечения безопасности нашего народа. И тем, кого уже нет с нами, и тем, кто на заслуженном отдыхе, и тем, кто продолжает свою почетную и гуманную миссию.

Желаем вам, дорогие коллеги, крепкого здоровья и успешной рабо­ты на благо нашей великой России!

Ректор МП ГУ Ректор НГПУ

академик РАН профессор

В. Л. Матросов А. Д. Гкрасёв

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………….....5

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения..............................7

1) Безопасность — основная потребность человека, общества и государства…………7

2) История развития систем безопасности………………………………………………..9

3) Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»………...16

4) Основные положения дисциплины……………………………………………………17

5) Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина………………..19

6) Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности»…………………....22

Глава 2. Опасности и чрезвычайные ситуации ……………………………..…..………...25

1) Опасности, их классификация……………………...………………………………….25

2) Источники опасностей и причины их возникновения……………………...………..26

3) «Дерево причин» опасностей как система……………………………...…………….29

4) Опасные и вредные производственные факторы……………………………………..31

5) Экстремальные и чрезвычайные ситуации……………………………………………39

6) Классификация и виды ЧС……………………………………………………………..42

7) Предупреждение и защита в чрезвычайных ситуациях…………...…………………49

Глава 3. Анализ риска и управление рисками ….………….…………………..…………53

1) Понятие и виды рисков……………………………...…………………………………53

2) Концепция приемлемого (допустимого) риска……………………………………….55

3) Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа…………...……56

4) Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска………...…………………..60

5) Экономический, предпринимательский риск и его оценка……...…………………..61

6) Риск как правовая и педагогическая категория…...………………………………….64

7) Риск и безопасность. Управление рисками и прогнозирование……………………..66

Глава 4. Системы безопасности человека ……………………..…………………………...74

1) Виды и системы безопасности…………………..…………………………………….74

2) Решение проблем безопасности в современных условиях……………………..........79

3) Принципы, методы и средства обеспечения безопасности…………...……………..80

4) Естественные системы защиты организма как факторы индивидуальной

безопасности……………………………………………………………………………92

5) Проектирование систем безопасности……...…………………………………………96

Глава 5. Взаимосвязь человека и среды обитания …………..………………..…………102

5.1. Человек и среда его обитания……...…………………………………………………102

5.2. Безопасность в системе «природа - общество - человек». Диалектика

взаимоотношений……………………………………………………………………..107

5.3. Адаптация организма к среде обитания. Адаптация и стресс…………………..….110

5.4. Биологические ритмы организма как один из факторов взаимосвязи организма и

среды…………………………………………………………………………………...114

Глава 6. Дестабилизирующие факторы современности …………………..…………....125

1) Причины возникновения дестабилизирующих факторов современности.

Превентивные Меры…………..............................…………………………………..125

2) Миграция как социальная проблема современности…………..…………………...132

3) Демографическая ситуация в России как фактор опасности………………………135

4) Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны….140

Глава 7. Культура безопасности и ее значение для человечества …………….………150

7.1. Роль культуры безопасности для личности, общества, государства и

цивилизации………………………………………………………..………………….150

7.2. Безопасность, культура и нравственность…………………………………………...151

7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки……………………………….153

7.4. Роль курсов БЖ и учителя в формировании культуры безопасности……………..158


Введение

Безопасность — объективная потребность любой жизнедеятельности. Пробле­мы обеспечения безопасности жизни человека были и будут всегда. Они объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый харак­тер. Многовековой опыт показывает, что любая деятельность человека, необходимая и полезная для его существования, одновременно может быть источником опасно­стей, то есть приводить к ущербу, травматизму, заболеваниям, а порой и смерти. В то же время любая деятельность может и должна быть защищена, уменьшены риски деструктивных воздействий, вреда и иных опасных последствий.

Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к си­стеме образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно и т.д. непосредственно сопряжены с мерами безопасности. Знание основ те­ории безопасности позволяет полнее выявлять и учитывать разные факторы и угро­зы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве.

Цели учебной дисциплины «Теоретические основы безопасности жизнедея­тельности»:

- пропедевтическая подготовка к изучению дисциплин профиля «Безопасность жизнедеятельности»;

- теоретическая подготовка студентов к осуществлению предстоящей профес­сиональной деятельности;

- подготовка студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жиз­ни, здоровья обучающихся и воспитанников от опасностей природного, техно­генного и социального характера.

Задачи дисциплины:

- формирование фундаментальных представлений об основах безопасности жиз­недеятельности* сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах;

- формирование у студентов необходимой теоретической базы, овладение поня­тийным аппаратом и терминологией в области безопасности жизнедеятельности;

- формирование у студентов знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности;

- знакомство с историей развития систем безопасности;

- ознакомление с методами прогнозирования опасностей и проектирования си­стем безопасности;

-воспитание у студентов мировоззрения и культуры безопасного мышления, по­ведения и деятельности в различных условиях.





Подборка статей по вашей теме: