БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Новосибирск – Москва 2011
Уважаемые коллеги!
Представляем вам уникальную по масштабам и охвату проблем серию учебно-методических материалов по профилю «Безопасность жизнедеятельности», подготовленную совместными усилиями сотрудников Московского педагогического государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Московского института открытого образования, Оренбургского государственного педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета.
Большой межвузовский авторский коллектив и его руководители проделали важную и актуальную работу в соответствии с положениями Указа Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». Этот концептуальный документ стал основой дальнейшего развития нормативной и учебнометодической базы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В материалах, изданных до 2011 г., сложные события последних лет и положения Стратегии национальной безопасности, естественно, не были отражены. Недостаточно были представлены некоторые сферы социальной, информационной, личной и семейной безопасности, а также современные инновационные технологии обучения. При переходе на новые образовательные стандарты и программы педагогам и специалистам по безопасности, несомненно, пригодятся эти комплексные и добротно оформленные учебно-методические материалы.
Данный учебно-методический комплекс посвящается всем труженикам, занятым в сфере обеспечения безопасности нашего народа. И тем, кого уже нет с нами, и тем, кто на заслуженном отдыхе, и тем, кто продолжает свою почетную и гуманную миссию.
Желаем вам, дорогие коллеги, крепкого здоровья и успешной работы на благо нашей великой России!
Ректор МП ГУ Ректор НГПУ
академик РАН профессор
В. Л. Матросов А. Д. Гкрасёв
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………….....5
Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения..............................7
1) Безопасность — основная потребность человека, общества и государства…………7
2) История развития систем безопасности………………………………………………..9
3) Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»………...16
4) Основные положения дисциплины……………………………………………………17
5) Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина………………..19
6) Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности»…………………....22
Глава 2. Опасности и чрезвычайные ситуации ……………………………..…..………...25
1) Опасности, их классификация……………………...………………………………….25
2) Источники опасностей и причины их возникновения……………………...………..26
3) «Дерево причин» опасностей как система……………………………...…………….29
4) Опасные и вредные производственные факторы……………………………………..31
5) Экстремальные и чрезвычайные ситуации……………………………………………39
6) Классификация и виды ЧС……………………………………………………………..42
7) Предупреждение и защита в чрезвычайных ситуациях…………...…………………49
Глава 3. Анализ риска и управление рисками ….………….…………………..…………53
1) Понятие и виды рисков……………………………...…………………………………53
2) Концепция приемлемого (допустимого) риска……………………………………….55
3) Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа…………...……56
4) Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска………...…………………..60
5) Экономический, предпринимательский риск и его оценка……...…………………..61
6) Риск как правовая и педагогическая категория…...………………………………….64
7) Риск и безопасность. Управление рисками и прогнозирование……………………..66
Глава 4. Системы безопасности человека ……………………..…………………………...74
1) Виды и системы безопасности…………………..…………………………………….74
2) Решение проблем безопасности в современных условиях……………………..........79
3) Принципы, методы и средства обеспечения безопасности…………...……………..80
4) Естественные системы защиты организма как факторы индивидуальной
безопасности……………………………………………………………………………92
5) Проектирование систем безопасности……...…………………………………………96
Глава 5. Взаимосвязь человека и среды обитания …………..………………..…………102
5.1. Человек и среда его обитания……...…………………………………………………102
5.2. Безопасность в системе «природа - общество - человек». Диалектика
взаимоотношений……………………………………………………………………..107
5.3. Адаптация организма к среде обитания. Адаптация и стресс…………………..….110
5.4. Биологические ритмы организма как один из факторов взаимосвязи организма и
среды…………………………………………………………………………………...114
Глава 6. Дестабилизирующие факторы современности …………………..…………....125
1) Причины возникновения дестабилизирующих факторов современности.
Превентивные Меры…………..............................…………………………………..125
2) Миграция как социальная проблема современности…………..…………………...132
3) Демографическая ситуация в России как фактор опасности………………………135
4) Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны….140
Глава 7. Культура безопасности и ее значение для человечества …………….………150
7.1. Роль культуры безопасности для личности, общества, государства и
цивилизации………………………………………………………..………………….150
7.2. Безопасность, культура и нравственность…………………………………………...151
7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки……………………………….153
7.4. Роль курсов БЖ и учителя в формировании культуры безопасности……………..158
Введение
Безопасность — объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечения безопасности жизни человека были и будут всегда. Они объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. Многовековой опыт показывает, что любая деятельность человека, необходимая и полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, то есть приводить к ущербу, травматизму, заболеваниям, а порой и смерти. В то же время любая деятельность может и должна быть защищена, уменьшены риски деструктивных воздействий, вреда и иных опасных последствий.
Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно и т.д. непосредственно сопряжены с мерами безопасности. Знание основ теории безопасности позволяет полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве.
Цели учебной дисциплины «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»:
- пропедевтическая подготовка к изучению дисциплин профиля «Безопасность жизнедеятельности»;
- теоретическая подготовка студентов к осуществлению предстоящей профессиональной деятельности;
- подготовка студентов к упреждающим комплексным действиям по защите жизни, здоровья обучающихся и воспитанников от опасностей природного, техногенного и социального характера.
Задачи дисциплины:
- формирование фундаментальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности* сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах;
- формирование у студентов необходимой теоретической базы, овладение понятийным аппаратом и терминологией в области безопасности жизнедеятельности;
- формирование у студентов знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности;
- знакомство с историей развития систем безопасности;
- ознакомление с методами прогнозирования опасностей и проектирования систем безопасности;
-воспитание у студентов мировоззрения и культуры безопасного мышления, поведения и деятельности в различных условиях.