С развитием процессов демократизации общества в нашу жизнь вошло новое понятие — информационная свобода личности. Информационная свобода личности является одним из наиболее важных достижений демократии, которое может быть сравнимо лишь разве с отменной рабства и крепостного права.
Стремление к свободе, т. е. к возможности поступать так или иначе в соответствии со своими внутренними убеждениями, является одним из наиболее фундаментальных психологических свойств человеческой личности, которое самым тесным образом связано с ощущением человеком психологического комфорта, счастья и благополучия. Ведь по-настоящему счастливым может быть только свободный человек, ибо только свобода открывает ему возможность для своей полной самореализации, осуществления своих планов и замыслов, достижения главных жизненных целей.
В учениях древних философов Сократа и Платона подчеркивалась особая роль свободы для судьбы человека. При этом исключительно важное значение придавалось свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса под свободой понималась возможность беспрепятственного всестороннего развития человеческой личности. Нам представляется, что именно эти представления наиболее полно отвечают современным воззрениям.
|
|
Информационная свобода личности характеризуется возможностью человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и дальнейшего развития информацию, а также возможностью выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе.
Таким образом, информационная свобода личности является важнейшим необходимым условием свободы самого человека, которое обеспечивает его самореализацию в обществе, интеллектуальное и духовное развитие. Именно поэтому информационная свобода личности должна рассматриваться как важнейшее право человека, которое должно быть гарантировано наивысшими законами демократического общества, такими, как Конституция страны, Декларация прав человека и т. п.
В то же время необходимо подчеркнуть, что информационная свобода личности не должна быть беспредельной. Она не должна наносить ущерба другим людям и поэтому должна быть ограничена этическими нормами. То есть информационная свобода личности предполагает и вполне определенный уровень ее ответственности перед обществом за свои поступки в информационной сфере.
Информационная свобода личности не должна также наносить ущерба общественным и государственным интересам и поэтому может и должна регулироваться общественными нормами, государственным и международным правом.
|
|
Таким образом, информационная свобода личности в современном демократическом обществе должна представлять собой разумный компромисс государственных, общественных и личных интересов.
Право на информацию как необходимое условие информационной свободы личности
Необходимым условием информационной свободы личности является обеспечение права человека на информацию. Это право должно быть зафиксировано в Конституции страны, в базовом законодательстве, которое определяет важнейшие правовые положения в информационной сфере, а также практически обеспечиваться политикой, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.
Мало того, органы государственной власти и местного самоуправления в демократическом обществе обязаны создавать такие условия функционирования его информационной среды, которые содействовали бы повышению информированности всех членов этого общества в области социально значимой информации. Так, например, в федеральном законе России «Об информации, информатизации и защите информации» (статья 13 «Гарантии представления информации») содержатся следующие требования:
«1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренном в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суде».
Таким образом, закон обязывает российские власти не только формировать в доступной форме общественно значимую информацию о состоянии экономики, культуры, образования, экологии и т. п., но также и оповещать граждан через средства массовой информации о состоянии этих сфер деятельности общества. Причем невыполнение этих обязанностей влечет за собой административную и уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.