Проблема личности в психологии

Тема «Личность» – одна из центральных в курсе общей психологии. Развитие и диагностика личности подрастающего человека, определение наиболее эффектных путей ее формирования невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления. Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Новорожденный человек еще не личность. Личность – это системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира.

Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность. Биологическое и социальное в личности человека. Человек на свет рождается уже человеком. Здесь утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков качеств. У появляющегося на свет младенца конфигурация тела предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Итак, всем сказанным выше утверждается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью.

Личность – это деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Позиция личности – это система ее отношений. Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по уровню их осознанности. Различают отношения малоосознанные и глубокоосознанные. Первое – это мимолетное чувство симпатии или антипатии, а второе – это принципиальное отношение, оно определяется внутренними убеждениями, сложившимся нравственным идеалом личности, сознанием долга и обязанности.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность. Она может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

В психологии заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию. Первая выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, а вторая определяется отношением человека к внешней среде. «Эндопсихика» включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения. «Экзопсихика» – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, преобладающие чувства. «Эндопсихика» обусловлена биологически, «экзопсихика» определяется социальным фактором.

Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса не могла сохранить биологическую структуру, равноправную подструктуре социальной. Однако, биологическое, входя в личность человека, становится социальным и далее существует (психологически) в социальной форме.

Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

Личность – это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Сознание личности всегда носит общественно-исторический характер: оно обусловлено интересами, задачами и политикой того общества, класса, к которому принадлежит человек. Самосознание как высший уровень развития сознания человека есть основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Следовательно, структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения.

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности могут быть условно объединены в четыре, тесно взаимосвязанные между собой, функциональные подструктуры, каждая из которых является сложным образованием, выполняющим определенную роль в жизнедеятельности личности: первая подструктура – система регуляции; вторая – система стимуляции; третья – система стабилизации; четвертая – система индикации. Все это социально значимые качества личности, определяющие ее поведение и действия как деятеля общественного развития (Практикум по общей психологи, 1990).

В основе первой подструктуры (системы регуляции) лежит сформировавшийся в процессе жизненного пути индивида определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов и процессов с обратной связью, обеспечивающий, с одной стороны, постоянное взаимодействие внешних причин и условий проявления и развития психической деятельности и, с другой – регуляцию поведения индивида как сознательного субъекта познания, общения труда.

К этим комплексам следует отнести речеслуховой, зрительный и сенсорно-моторный. В определенных условиях жизни и деятельности указанные комплексы обеспечивают человеку вербализацию и аудио-визуализацию всего чувственного опыта, интеграцию и преобразование многообразных сигналов окружающей среды в определенные психические образования: процессы, состояния и свойства. Все эти комплексы, постоянно взаимодействуя между собой в ходе жизнедеятельности человека, образуют единую функциональную динамическую систему сенсорно-перцептивной организации, обеспечивающей сознательное и творческое отражение внешнего мира во всех его связях и взаимоотношениях и формирования (аккумуляцию, интеграцию и генерализацию) его нравственного опыта.

В генетическом плане первая группа свойств – более раннее и фундаментальное образование. Большая роль здесь принадлежит нейродинамической организации человека, обеспечивающей, в частности, эмоциональную жизнь. Эмоции – непременный компонент жизнедеятельности человека, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. Положительные эмоции создают у человека оптимистический настрой и способствуют развитию его волевой деятельности.

Выполняя функции регуляции во взаимодействии со средой, сенсорно-перцептивная организации человека меняется. Она непрерывно совершенствуется, отражая тем самым динамический и функциональный характер всей структуры личности.

Вторая подструктура (системы стимуляции) включают в себя относительно устойчивые психологические образования, которые складываются у ребенка уже в первые годы его продуктивной деятельности как сознательного субъекта. К ним относятся темперамент, интеллект, знания и отношения.

Под темпераментом обычно понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Так, по мнению И.П. Павлова, темперамент есть «основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». Стимулирующая функция темперамента наиболее ярко проявляется в эмоциональной возбудимости нервных процессов человека, особенно в детском возрасте. Но по мере того как у ребенка складываются социальные побуждения, и он овладевает способностью управлять собой, сознательно регулировать свое поведение в коллективе, в обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в неизменном качестве. Все нарастающая способность к накоплению информации из внешней среды, ее осознание и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивает личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и действиями (деятельностью).

Под интеллектом подразумевают определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающей ее возможность приобретать все новые и новые знания и наиболее эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Основные критерии, по которым оценивают развитие интеллекта, – это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представителей и понятий.

В структуре интеллекта особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции (обобщения и сравнения), создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, способствующих формированию ее направленности, способностей, характера.

В структуре интеллекта велико значение речевой деятельности и особенно внутренней речи, с помощью которой происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. Внутренняя речь – весьма сложное явление, «в котором мысль и язык связываются в единый и неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления». Благодаря внутренней речи осуществляется словесное выражение процессов восприятия окружающего мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к окружающему миру, развивается способность к саморегулированию поведения в окружающей среде.

Знания, умения и навыки обеспечивают человеку правильное отражение в представлениях и мышлении материального мира законов развития природы и общества, взаимоотношений людей в процессе общественного производства, места человека в обществе и поведения. Все это помогает определить свою социальную позицию к окружающей действительности и способствует формированию и развитию его идейной убежденности, чувства оптимизма и высоких гражданских качеств: гуманизма, коллективизма добросовестного отношения к труду.

Основная движущая сила развития человека – его потребности. Они остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний об окружающей действительности и отношений к ней. Потребность в приобретении новых знаний складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности. Развитие потребности в знаниях тесно связано с общим развитием личности, с ее умением и навыками находить в содержании изучаемых наук, в окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.

По мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше и больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. Сопоставляя новые знания и понятия с ранее усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объекту познания и действия, но и к самому себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятеля, личности.

Отношения к людям и к деятельности – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека с окружающей средой. Формирование сознательного отношения к субъекту познания и действия связано с развитием всех компонентов системы стимуляции. Осознание личностью своих отношений к окружающему рождает соответствующие чувства и эмоции, которые, в свою очередь, стимулируют деятельность, влияют на развитие направленности личности.

В процессе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют друг с другом, и на их основе возникают новые, все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение стоящих перед ней жизненно важных задач.

Третью подструктуру (систему стабилизации личности) составляют направленность, способности, самостоятельность и характер.

Направленность личности – это ее интегральное и генерализованное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действий человека.

В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для деятельности личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.

Самостоятельность следует рассматривать как обобщенное свойство личности, проявляющейся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

В структуре самостоятельности очень важным компонентом является «целесообразная воля, выражающаяся во внимании» и обеспечивающая личности сосредоточенность и направленность ее сознания на объекты, которые она воспринимает в процессе деятельности, и о которой мыслит или говорит. Благодаря устойчивому внимания личность глубже осознает свою практическую жизнь и деятельность. Это и обеспечивает ей избирательное отношение к окружающему миру, к людям, делу и самой себе.

Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие мысленных и эмоционально-волевых процессов служит необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности, а с другой – складывающиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия, укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные решения, добиваться успешного выполнения принятых решений.

Под способностями принято понимать высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. При определении структуры способностей как свойств личности всегда следует учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, которые непосредственно сказываются на динамике развития психических процессов и их свойств. Однако, отдавая должное природным особенностям человека при определении его способностей, следует учитывать, что способности человека не выступают изолированно от развития всех других систем, образующих личность как единое целое.

В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность в их оценке.

Характер – это сложившаяся система относительно устойчивых индивидуально-психических образований, определяющих образ поведения и действия человека. Черты характера помогают (или мешают) личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в коллективе, обществе. Будучи продуктом развития личности, характер сам является одним из условий ее формирования как целостной структуры. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность.

Четвертая подструктура (система индикации) включает в себя те свойства, отношения и действия, в которых отражаются общественные «помыслы и чувства» реальных личностей и которые определяют их поведение. Сюда относятся гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие.

Гуманизм отражает высокий уровень сознательного отношения человека к людям. Гуманизм проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Гуманизм как свойство личности включает в себя знание жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту. Социалистический гуманизм наиболее ярко выражает гражданскую зрелость человека, его общественную воспитанность.

Коллективизм как свойство личности выражает уровень социального развития человека, который проявляется в личной ответственности за прогресс общества, коллектива, в постоянных действиях, направленных на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремления к общению с людьми и к совместной работе с ними, умение сочетать общественное и личное и в случае необходимости предпочесть интересы общества, коллектива личным интересам и желаниям.

Оптимизм как свойство личности отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, обеспечивает человеку миросозерцание, проникнутое жизнерадостностью, верой в людей, в их силы и возможности, уверенностью в прогрессе человеческого общества, веру в собственные силы и возможности как субъекта деятельности.

Трудолюбие отражает уровень интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений волевых действий личности, проявляющихся в желании и умении быть максимально полезным обществу, в творческом дерзании, инициативности, организованности и ответственности перед коллективом за свои действия и поведение.

В развития трудолюбия большое значение имеют такие качества личности, настойчивость и деловитость. На разных уровнях развития личности эти качества выражают ее способность к волевым усилиям для достижения цели. Волевые усилия особенно нужны тогда, когда деятельность ни своим содержанием, ни способом выполнения не увлекает личность, но является общественно необходимой. В этом случае воля помогает личности сознательно выполнить свой долг.

Все компоненты четвертой подструктуры (система индикации: гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие), как видно из их краткой характеристики, в своем развитии опираются на компоненты ранее рассмотренных подструктур и благодаря обратной связи оказывают на них влияние. Будучи вплетенными, в общую структуру личности, компоненты четвертой подструктуры личности не только выражают ее отношение к людям и труду, но и выступают в качестве субъективного фактора гармонического развития личности, всех ее систем: регуляции, стимуляции и стабилизации. Изображенные соотношения между основными свойствами и их системами показывают, что в процессе человеческой деятельности все четыре системы (регуляции, стимуляции, стабилизации и индикации) взаимосвязаны. Их постоянное взаимодействие друг с другом создает определенное диалектическое единство, цельную функционально-динамическую структуру личности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психологические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психологических явлений. Они обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют на течение процесса.

На основе психологических процессов образуются психологические свойства, их определенная система, которая регулирует протекание психологических процессов.

Психологические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психологической деятельности и поведения, типичный для индивида.

Характер протекания психологических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психологической активности личности. Под психологическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психологической деятельности, который проявился в повышенной или пониженной активности личности.

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды, в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется эта активность, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

В рамках системного подхода психика рассматривается психологами как многоуровневая субъективная реальность (Е.А. Климов, 1999), а индивидуальность – как иерархическое и интегральное образование свойств личности, в котором нижние уровни обеспечивают верхние (U. Bronfenbrenner, 1951; Б.А. Вяткин, 1978; В.С. Мерлин, 1982). Видный советский психолог С.Л. Рубинштейн (1959) считал специфичным для психического развития личности интеграцию.

В структуре индивидуальности традиционно выделяют личностный, темпераментальный, нейродинамический и генетический уровни и биохимическая конституция (Р. Уильямс, 1960; В.М. Русалов, 1979; В.С. Мерлин, 1986; Г.А. Аминев, 1988).

В российской психологической науке были открыты и противоборствовали два течения в понимании механизмов и методов формирования развивающейся личности: деятельностный (А.Н. Леонтьев, 1983) и личностный (Б.Г. Ананьев, 1971; В.С. Мерлин, 1982), которые на самом деле не противоречат, а дополняют друг друга.

Первые попытки построения антропологической теории индивидуальных различий восходят к индивидуальной психологии, или научной характерологии А.Ф. Лазурского (1995), который рассматривал личность как «сложное функциональное единство», а отдельные основные наклонности...– как «относительно независимые стороны одной общей нервно-психической (биологической) организации» (с. 80).

Под наклонностью понимается душевное качество, и различаются сложные (например, страсть к театру, лицемерие), простые и простейшие (элементарные) наклонности, или, как бы мы сейчас назвали, характерологические черты. Автор считает необходимым подчеркнуть отличие даже простейших черт от так называемых «психических атомов», психических процессов, имеющих быструю интенсивность, более или менее легкую возбудимость, то или иное содержание.

На основе данной концепции была разработана программа исследования личности, проанализированы и даны способы составления характеристик, представляющие интерес и сегодня для практического психолога. А.Ф. Лазурский предложил классификацию личностных качеств в зависимости от их направленности на области внимания, чувств, движений, воли. Интересно отметить, что в группе движений автор отмечает сознательность (произвольность) и непроизвольность движений, а в группе волевых наклонностей – особенность борьбы мотивов (мотивированность или импульсивность поступков), устойчивость решений и степень сопротивления внешним влияниям (обдуманность или внушаемость).

Б.Г. Ананьев (1980) расширил проблему индивидуальности до человекознания. Прежде всего, им были выделены основные блоки наук о человеке по предметам исследования:

1) физический тип современного человека (антропология, общая психология, психофизиология, физиология человека, биофизика, биохимия, анатомия, генетика человека);

2) расогенез (демография, медицинская география, этнография, антропология);

3) историческая филогения (теория физического воспитания, гигиена); социогенез (палеосоциология, археология, палеолингвистики, история первобытной культуры, историческая психология);

4) антропогенез (антропология, сравнительная психология, сравнительная физиология ВНД, эволюционная биохимия, сравнительная физиология, общая и сравнительная анатомия).

Может быть, нельзя во всем согласиться с этой схемой, но впечатляет энциклопедичность постановки проблемы, а также то, что видный психолог индивидуальности в человековедение включил не только психофизиологию, но и биофизику и биохимию.

В науках о человеке как субъекте Б.Г. Ананьев различает семь предметов изучения:

1) талант (психология);

2) творчество (психология творчества, аксиология, общая теория художественного творчества, общая теория технического творчества, общая теория научного творчества, эвристика);

3) субъект общения и общественного поведения;

4) способности (психология);

5) субъект теоретической деятельности, познавания (дидактика науковедения, история обучения, история культуры, история техники, история искусства, история отдельных наук, история философия, кибернетика, логика общая и математическая, семиотика, психология познания, теория познания и диалектика);

6) субъект практической деятельности (эргономика, юридические науки, техническая эстетика, инженерная психология, психология труда, физиология трудовых процессов, индустриальная медицина, сельскохозяйственные науки, технические науки, общая агрономия, общая теория техники, история техники);

7) сознание как отражение объективной действительности (исторические науки социология логика, гносеология, или эпистемология, философия, кибернетика с теорией информации, общая психология, генетическая психология, физиология, ВНД).

Таким образом в субъекте выделяются компоненты творчества, способностей, общения, разных видов деятельности и сознания.

Антропологически ориентированную концепцию в новейшее время предложил В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев,1995), выделившие следующие уровни в субъективной реальности (психики):

1) индивид – телесное бытие, природные свойства;

2) субъект – носитель предметно-практической деятельности, распорядитель душевных сил (желания, воля, чувства, разум, способности и характер), душевная жизнь человека;

3) личность – представитель общества, определяющий свою позицию;

4) индивидуальность – уникальность, самобытность, творческая самореализация;

5) универсум – высшая ступень духовного развития, духовное бытие человека.

За последние годы интересную холистическую концепцию характера предложил А.И. Крупнов со своими сотрудниками (А.И. Крупнов, 1992). Согласно этой концепции, личность – это социально-ролевые свойства, характер – индивидуально-личностные, психологические (например, «характер дурной, но личность прекрасная»). В силу такого различения фактически зарубежных теорий личности нет, так как в том же тесте Кеттелла рассматриваются не личностные, социально-ролевые свойства, а черты характера.

В концепции иерархической или интегральной (холистической) психологии, особенно плодотворно разрабатываемой пермской школой, индивидуальность рассматривается не просто как многофакторная структура, но и как многоуровневое, иерархическое образование, образующее целостную систему (Б.А. Вяткин, 1978; В.С. Мерлин, 1986; Л.Я. Дорфман, 1993). В этой структуре традиционно выделяют личностный, темпераментальный, нейродинамический и генетический уровни.

В факторной теории Р. Кеттелла, наиболее известной практическим психологам (R.B. Cattell, H.W. Eber, M.M. Tatusuoka, 1970), выделяют 16 первичных свойств. Факторность не означает, что разработчики теста считали личность «механической» суммой, а как раз, напротив, факторы считались взаимосвязанными в целостную структуру и в силу этого на основе линейных регрессионных уравнений Р. Кеттеллом рассчитываются вторичные интегральные свойства.

Недостаток схемы Р. Кеттелла в недостаточной теоретической обоснованности выделенных черт и отсутствии иерархической упорядоченности предложенной им модели индивидуальности (личности).

Фундаментальные исследования свойств нервной системы были проведены в лабораториях Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына (Б.М. Теплов, 1961; В.Д. Небылицин, 1966). Б.М. Теплову принадлежит идея выделения общих и частных (парциальных) свойств нервной системы. В.Д. Небылицын дал нейрофизиологическое обоснование: под парциальными стали понимать свойства нервных процессов, протекающих в блоках восприятия (анализаторах по И.П. Павлову), а в качестве механизма общих свойств подразумевались особенности функционирования лобных долей и ретикулярной формации мозга (неспецифических систем). Далее были открыты новые свойства – динамичность как скорость обучения, лабильность – как способность нервной системы усваивать быстрые стимулы (например, мелькающий свет).

Э.А. Голубева (1980, 1993), видный представитель московской школы дифференциальной психофизиологии, продолжила Павловскую линию исследования свойств нервной системы. Несомненным достижением этой школы является отработка ЭЭГ- индикаторов свойств нервной системы и, в частности, по Э.А. Голубевой, индикатором свойства силы являются медленные ритмы, активированности – амплитуда альфа-ритма (с обратным знаком) и лабильности – бета-ритмы.

В более поздней работе Э.А. Голубева (1993) создала системную конструкцию индивидуальности. Стержневыми в этой схеме являются блоки, формирующие поведение:

1) мотивация;

2) темперамент;

3) способности;

4) характер.

В последние годы В.М. Русалов (1993) свои представления стал развивать в направлении общей психологии личности, предложил новую системную концепцию свойств индивидуальности, которая делит свойства на социальные и предметные: социальная и предметная эргичность, аналогично две формы пластичности пластичность и т.д.

Все описанные выше свойства нервной системы основывались на физиологических предпосылках. П.В. Симонов (П.В. Симонов, П.М. Ершов 1984) на основе данных современной нейрофизиологии предложил новое нейроструктурное объяснение свойств нервной системы, исходящее из представления о двух подсистемах мозга:

1) потребностная (мотивационная) подсистема, которая сама включает:

– гипоталамус (Гт, латеральный), обеспечивающий мотивационную доминанту, страстность, силу побуждений;

– миндалину (Мн), ответственную за баланс, уравновешенность конкурирующих потребностей;

2) информационная подсистема:

– лобные доли (Лб, фронтальные отделы новой коры, неокортекс, первая информационная структура), осуществляющие контроль поведения, сдержанность (А.Р. Лурия),

– гиппокамп (Гп, вторая информационная структура): реагирование на редкие (маловероятные) сигналы, подвижность, оперативность.

Попарные доминирования этих образований, по П.В. Симонову, определяют темперамент:

1. Гт+Лб, холерик, сильный возбудимый, смелый, решительный, способный на риск;

2. Гт+ Гп, сангвиник, сильный подвижный, общительный, энергичный;

3. Мн+Лб, флегматик, уравновешенный, инертный тип;

4. Мн + Гп, меланхолик, слабый тип;

5. Гт + Мн, интроверт;

6. Л+Гп, экстраверт.

В лаборатории психофизиологии Уфимского филиала факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и на кафедре психологии Башгосуниверситета разрабатывается волновая концепция индивидуальности (Г.А. Аминев, 1997).

Волновая концепция строится на гипотезе: психика целостна, и свойства ее коррелируют в силу того, что они волнообразно записаны на геноме, энергетике, мозговых и биохимических структурах. Можно надеяться, что волновые характеристики индивидуальности открывают не только принципиально новые подходы в психодиагностике, но и эффективные алгоритмы нейро-педагогической коррекции, эффективного подбора кадров, методы нейрокриминологии и судебно-психологической экспертизы, волновой психопрофилактики, аллергий, наркоманий, онко – и психических заболеваний.

Эти исследования составили новое направление биофизики индивидуальности, имеющее важное практическое значение, так как создают основы для биоинженерии поведения и развития. Возникла биофизика психоанализа, биофизика НЛП, психопунктурное.

Эти исследования составили новое направление биофизики индивидуальности, имеющее важное практическое значение, так как создают основы для биоинженерии поведения и развития. Возникла биофизика психоанализа, биофизика НЛП, психопунктурное.

В настоящее время находят признание учения восточной антропологии и медицины (Д.М. Табеева, 1994; и др.). Энергетика определяется процессами, протекающими в системе так называемых биологически активных точек (БАТ), организуемых в меридианы и по существу отражающими состояние психовегетативной системы. Параметры БАТ, возможно, оценить по биопотенциалам или по электропроводности, что проще (F. Mann, 1971). Японским ученым Накатани была разработана методика Рио-до-Раку для измерения активности меридиан и составления энергетического профиля индивида.

ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

Виды деятельности. У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это – общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.).

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.

Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений). Привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выпол­няется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

Активность личности. Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность – это присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс). Она упорядочена и целесообразна. Это достигается тонким управлением как познавательной, так и практической деятельности.

Активность является интегральным свойством личности. Она выражает идейность, моральную воспитанность, духовное богатство личности, в особенности ее волевую развитость. С другой стороны, растущая активность создает внутренние предпосылки для дальнейшего умственного и физического, нравственного и политического, эстетического и политехнического развития личности. Духовное богатство личности – плод ее активности в освоении культурного наследия общества.

Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям.

Мотивы и потребности личности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной общественным развитием.

Потребности человека имеют и общественный и личный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узаконенный характер, используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях. И в – третьих, множество потребностей человека выражает не столько его узаконенные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, – потребности коллектива приобретают характер личных потребностей человека.

Потребности различают по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. В естественных потребностях выражается активизирующая деятельность человека, зависимость от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни и жизни его потомства. Если какая-нибудь из естественных потребностей не найдет удовлетворения на протяжении длительного времени, человек погибнет сам или лишится возможности продолжить род.

Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни целиком лежат в границах человеческой истории. К объектам культурных потребностей относятся как предметы, которые служат средством удовлетворения какой – либо естественной потребности в условиях той или иной сложившейся культуры, так и предметы, необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми, для сложной и многообразной общественной жизни человека. Если не удовлетворяются культурные потребности человека, он не погибнет, но человеческое в нем жестко пострадает. Культурные потребности существенно различаются по уровню, по своей связи с требованиями, которые предъявляет человеку общество.

Нравственно оправданная потребность – это потребность, отвечающая требованиям общества, в которой человек живет, соответствующе принятым в этом обществе вкусам, оценкам, а главное, мировоззрению.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры; в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания.

Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей, в которых обнаруживается активность субъекта, и определяющие его направленность, называется мотивами и мотивацией. В потребностях зависимость субъекта от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как мотивация поведения и деятельности. Если потребности составляют сущность, основную движущую силу всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные, многообразные проявления этой сущности. Мотивы, или мотивация, рассматриваются в психологии, как причины, определяющие выбор направленности поведения и деятельности субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: