Внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития.
Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т.д.) и представление ее посредством различных подсистем - это обусловлено постановкой конкретной задачи. Поэтому анализ внутренней среды организации всегда индивидуален и неповторим. Но общее для всех организаций - полнота анализа и его многофакторность.
Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемой полноты и целостности результата. Или проводится стратегический анализ по отдельным бизнесам или бизнес-процессам.
На наш взгляд, рационально проводить анализ внутренней среды организации по двум направлениям: анализ эффективности переработки основных видов ресурсов в организации и анализ уровня менеджмента в организации (рис. 5.6 и 5.7).
|
|
Анализ влияния параметров ближней внешней среды |
Анализ влияния поставщиков |
Анализ влияния потребителей |
Анализ конкурентной позиции |
Анализ воздействия местного сообщества |
- Количество поставщиков - Количество потребителей - Ситуация на рынке - Степень организованности
Местного общества
- Сила поставщиков - Сила потребителей - Анализ отрасли
- Влияние на изменение
- Поставщики рабочей силы - Чувствительность потребителей - Уровень конкуренции экологической обстановки
к номенклатуре
- Поставщики капитала - Структура конкурентных сил - Репутация организации
- Чувствительность потребителей в глазах населения
- Поставщики информации к ассортименту
- Конкурентная позиция - Социальная ориентация
- Поставщики энергии - Требования потребителей к организации
Качеству - Действия конкурентов
- Поставщики материалов
- Влияние потребителей на объем - Ключевые факторы успеха
производства
- Влияние потребителей на
уровень цен
Рис. 5.4. Структура параметров ближней внешней среды
Анализ влияния параметров дальней внешней среды |
Политические |
Экономические |
Социокультурные |
Технологические |
- Изменения положения - Динамика изменений - Изменение базовых - Государственная промышленная
России на международной в экономике ценностей политика
арене
- Изменение во властных - Изменение ставки - Изменение уровня и образа - Тенденции в сфере НИОКР
структурах государства рефинансирования ЦБ РФ жизни
- Отношения с органами власти - Инфляционные процессы - Экологические изменения - Новые технические решения
|
|
- Изменения законодательства - Основные внешние издержки - Демографические изменения - Новые продукты
- Государственное регулирование - Экономические стратегические - Изменения структуры доходов
Альянсы доходов
Рис. 5.5. Структура параметров дальней внешней среды
Анализ параметров переработки ресурсов в организации |
Ресурс времени |
Финансовые ресурсы |
Людские ресурсы |
Энергоресурсы |
Материальные ресурсы |
Информационные ресурсы |
- Оперативность - Финансовая - Качество персо- - Достаточность - Качество ресурсов - Информационные
решения устойчивость нала и произоди- технологии
возникающих тельность труда - Эффективность - Количество
проблем - Обеспеченность использования ресурсов - Утечка информации
собственными - Социальная и
- Формирование средствами корпоративная - Резервы для - Экономия - Искажение
долгосрочных обеспечения ресурсов информации
- Оборачиваемость - Система оплаты
- Исполнение оборотных труда - Надежность
принятых средств поставки
решений в срок - Системность
- Параметры мотивационных
- Сочетание рентабельности механизмов
времени деятельности
труда и отдыха
Рис. 5.6. Структура параметров ресурсной составляющей организации
Анализ параметров менеджмента в организации |
Уровень стратегии |
Качество торговой марки |
Организационная структура |
Имидж |
Управленческий учет |
Инновационность |
- Тип стратегии - Наличие - Тип структуры - Фирменный - Контролируемые - Сопротивление
патентов на стиль параметры изменениям
- Результативность изобретения - Оценка в управлении
стратегии промышленные управляемости - Методика расчета - Обновление
образцы и и учета основных фондов
- Конкурентные товарные знаки - Рациональность - Напряженность
преимущества связей межличностных - Факторы, - Рационализация и
- Отличительные отношений влияющие на изобретательство
свойства - Ориентация на уровень затрат
продукции самоуправление - Традиции в - Внедрение новых
и саморазвитие менеджменте - Соотношение технических
- Влияние товарного организации статей затрат решений
знака на
работников - Взаимодействие
со средствами
- Престижность массовой
работы организации информации
Рис. 5.7. Структура параметров менеджмента в организации
В качестве ресурсов целесообразно рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации. Подобный анализ внутренней среды назовем анализом переработки ресурсов и менеджмента (ПРиМ-анализ).
Результаты SWOT-анализа обрабатываются следующим образом. Проблемное поле упорядочивается, и методом парных сравнений определяются наиболее значимые проблемы. Возможности и угрозы, а также сильные стороны организации не имеют между собой ярко выраженных причинно-следственных связей, поэтому определение наиболее значимых параметров из числа сильных сторон и параметров внешней среды осуществляется методом экспертных оценок.