Исполнение Бюджета – организация исполнения, само исполнение, управление счетами Бюджета - возлагается на ОГВ и ОМС.
В бюджетном законодательстве дифференцируются функции различных участников бюджетного процесса:
Ø высших ОИВ в процессе исполнения бюджета (обеспечение исполнения Бюджета),
Ø финансовых органов (организация исполнения бюджета),
Ø главных распорядителей бюджетных средств,
Ø администраторов доходов (исполнение бюджета в своей части),
Ø органов казначейства (кассовое обслуживание и исполнение бюджета),
Ø ЦБ и его территориальных органов (проведение кассовых операций по исполнению бюджетов, обслуживание счетов Казначейства).
До 1999 года в РФ допускалось исполнение бюджетов через банковскую систему – коммерческие банки. В настоящее время в РФ предусмотрено казначейское исполнение бюджетов.
При этом соблюдается Принцип единства кассы – все доходы зачисляются на единый счет бюджета, все расходы списываются с единого счета бюджета, а также источники финансирования дефицита бюджета.
|
|
Запрещается размещать бюджетные средства* на банковских депозитах, передавать их в доверительное управление.
*БК РФ ст.236: «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах … не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Действие настоящей статьи не распространяется на Российскую Федерацию, а также субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) не превышает 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Срок размещения бюджетных средств … не может превышать шесть месяцев»
Все бюджетные счета обслуживают только ЦБ и его учреждения, коммерческие банки могут обслуживать счета бюджета только в исключительных случаях, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ.
Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи.
Опр. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Сводная бюджетная роспись - составляется Минфином и утверждается Министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете.
Утвержденная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи определяется соответствующим финансовым органом. Её показатели должны соответствовать закону о бюджете; могут быть изменены в ходе исполнения бюджета без изменения закона о бюджете только в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством.
|
|
Кассовый план – прогноз поступлений и выплат из бюджета. Составляет и ведет кассовый план – соответствующий финансовый орган на основе сведений от Главных распорядителей расходов и Администраторов доходов.
Главная книга казначейства.
· Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с доходами и расходами федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства;
· Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета;
· Данные Главной книги являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
Исполнение Бюджета осуществляется независимо по трем направлениям:
1) по доходам,
2) по расходам,
3) по источникам финансирования дефицита.
Исполнение бюджета по доходам – осуществляется Главными администраторами и администраторами доходов бюджета:
· зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений со счетов органов Федерального казначейства,
· возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм,
· зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм,
· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ,
· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для зачета / возврата с единого счета бюджета и их распределение между бюджетами.
Исполнение бюджета по расходам – осуществляется Главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств. Порядок исполнения определяется финансовыми органами. Этапы исполнения:
· принятие бюджетных обязательств в пределах лимитов;
· подтверждение денежных обязательств (осуществляется получателями путём направления платежных документов для перечисления денежных средств в казначейство);
· санкционирование оплаты денежных обязательств – совершение разрешительной надписи финансового органа;
· оплата денежных обязательств в пределах лимитов и подтверждение их исполнения.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета – осуществляется Главными администраторами ИФДБ; состоит из 2 частей:
· получение средств из ИФДБ;
· направление средств на погашение принятых расходных обязательств.
Для исполнения бюджета казначейством открывается лицевой счет по учету операций с бюджетными средствами.
При исполнении бюджета предусмотрено составление ряда документов.
Смета доходов и расходов – документ, который отражает перечень видов доходов и расходов с указанием конкретного объема средств по каждому виду.
Для получателей бюджетных средств наличие сметы – обязательно.
Смета составляется получателями и утверждается Главными распорядителями/ распорядителями бюджетных средств. Смета может быть изменена/ дополнена только в порядке действующего законодательства.
При исполнении бюджета бюджетным законодательством устанавливается:
Иммунитет бюджета – правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, предусмотренных законодательством (перечислены в БК РФ).
БК определяет особый порядок обращения взыскания на бюджетные средства:
· служба судебных приставов не может осуществлять принудительное взыскание за счет средств бюджета;
· взыскание осуществляется самими органами, исполняющими бюджет; за неисполнение – воздействие, пока не исполнит;
|
|
· исполнение осуществляется на основании заявления взыскателя с приложением судебного акта и исполнительного листа.
Исполнение бюджета завершается 31.12 в порядке, установленном финансовым органом: 31.12 единый счет бюджета закрывается, а 01.01 открывается новый. Неиспользованный остаток ДС подлежит перечислению на единый счет бюджета и с 01.01 следующего года начинается новый финансовый год и исполнение бюджета в соответствии с законом о бюджете на следующий год.