Предприятие в условиях рынка самостоятельно выбирает ассортиментную политику с учетом спроса на потребительском рынке. В условиях конкуренции изменение ассортимента происходит динамично и руководство предприятия должно постоянно изучать условия рынка, совершенствовать ассортимент в условиях рынка, совершенствовать ассортимент, улучшая его качества.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. С аналитической целью выделяются ассортиментные группы, указанные на рисунке 5.
Состав товарной продукции по группам | |||||||
Готовые изделия и работы промышленного характера | Продукция на экспорт | Кооперативные поставки | Товары народного потребления, товары для детей | Сравнимая (освоенная) и несравнимая (новая) продукция | Соответствующая основному производственному профилю предприятия и не соответствующая | ||
Продукция из полноценного сырья | Продукция из неполноценного сырья | ||||||
Полная номенклатура изделий | |||||||
Обязательный ассортимент | Групповой ассортимент | Внутригрупповой ассортимент | |||||
Рис. 5. Состав ассортиментных групп продукции.
|
|
Можно выделить продукцию из полноценного и неполноценного сырья, обязательный (профилирующий), групповой, внутригрупповой ассортимент.
Целевая установка анализа – оценить выполнение плана по ассортименту каждого вида продукции и по предприятию в целом. Наиболее распространенный способ – стоимостная оценка, когда в зачет выполнения плана по ассортименту берется наименьшее число, т.е. фактический выпуск, но не выше плана:
Кассорт = %
Кроме того, можно проанализировать выполнение плана по ассортименту исходя из количества позиций, по которым: задание выполнено, не выполнено, выпуск не производился, выпуск не намечался, выпуск намечался по плану вообще.
Анализ выполнения плана по ассортименту позволяет изучить следующие вопросы:
1) выполнение обязательного ассортимента госзаказа и ассортимента в разрезе договоров поставки;
2) соответствие ассортимента профилю данного предприятия;
3) обеспеченность производства продукции данного ассортимента поставками материальных ресурсов и комплектующих изделий;
4) выполнение заданий по ассортименту кооперированных поставок продукции на экспорт; насколько производство кооперированных поставок и запасных частей идет крупными партиями;
5) оценка производства и сбыта продукции в разрезе договоров.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся - конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
|
|
Причины изменения ассортимента: не пользуется спросом, низкое качество сырья, большая изношенность оборудования, влияние конкурентов, низкая покупная способность населения, спад спроса межсезонного типа.