Анализ реализации продукции

Реализация продукции – важная и заключительная стадия кругооборота средств хозяйствования. От величины реализации продукции зависят показатели оборачиваемости оборотных средств, а главное – результат финансово- хозяйственной деятельности предприятия, т.е. прибыль. Несвоевременная реализация наносит ущерб народному хозяйству и потребителям продукции, т.к. нарушает режим нормальной деятельности.

Источниками информации являются: ф № 1 – "Баланс предприятия", ф № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16, журнал-ордер и др.

Анализ реализации продукции идет по следующим направлениям:

1. Дается общая оценка выполнения по объему реализации продукции и выявляются причины отклонений.

Перевыполнение по объему реализации связано с рядом причин:

а) ассортиментом, структурой продукции;

б) своевременностью поставки продукции;

в) выпуском продукции с учетом спроса.

В процессе анализа выясняют причину роста (или снижения) объема реализации продукции.

2. Исследуется товарный баланс. Формула товарного баланса:

РП = ТП + (Пнг – Пкг) + (Онг – Окг), где:

РП – реализованная продукция в действующих ценах,

ТП – товарная продукция,

Пнг, Пкг – остатки готовой продукции на складе на начало и конец года,

Онг, Окг – остатки товаров отгруженных, но не оплаченных на начало и конец года.

Следует отметить, что предприятия могут определять выручку от реализации продукции по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции и поэтому используются два варианта методики анализа объема реализованной продукции.

В связи с этим, если выручка определяется по отгрузке, то баланс будет иметь вид:

РП = ТП + (Пн2 – Пк2), если по оплате, то РП = ТП + (Он2 – Ок2)

Данные по товарному балансу оформляются в таблицу.

Как правило, снижение остатков готовой продукции и товаров отгруженных увеличивают объем реализованной продукции, а увеличение их уменьшает объем. Если в процессе анализа объем реализации продукции окажется меньше, чем объем товарной продукции, то на это могло повлиять: расходы по доставке, возмещаемые поставщику в цене на продукцию, сбытовые скидки по прямым связям и др.

Затем анализируется реализованная продукция с учетом ассортимента. В условиях автоматизированного учета источником информации для периодического и оперативного анализа РП является следующие машинограммы:

отгрузка продукции за день и общим итогом;

реализованная продукция за день и общим итогом;

реализованная продукция за месяц в развернутом ассортименте;

план-график выпуска продукции и др.

Обобщающим источником информации в целом по предприятию для оперативного анализа реализации продукции являются: "Журнал оперативного учета готовой, отгруженной и реализованной продукции".

Анализ реализации продукции с учетом поставок определяется по формуле:

Затем выясняют причины недопоставки, например:

1. Необеспеченность материалами, транспортом, кадрами.

2. Несвоевременный ввод мощностей.

3. Несвоевременное оформление расчетных документов, другие причины.

Анализ недопоставок продукции проводится по срокам поставки, ассортименту и качеству ее.

Далее проводится анализ реализации продукции с учетом спроса и предложений.

В условиях рынка важно как и для кого производить продукцию и в каком объеме. Важно оценить применение технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Спрос характеризуется совокупностью взаимоотношений: цен на товары и количеством товара, на который предъявляется спрос.

На спрос при анализе оказывают влияние следующие факторы:

1. Цена товара (чем больше цена, тем на меньшее количество товара предъявляется спрос).

2. Вкусы покупателей (зависит от индивидуальных особенностей человека).

3. Доход потребителя (прямо влияет на спрос).

4. Цена на товары заменители.

5. Число покупателей (прямая зависимость).

6. Инфляционные ожидания (если люди считают, что цены возрастут, то скупают товар, увеличивая спрос, чтобы потом не потерять на доходах).

На основе указанных факторов составляется экономико-математическая модель и задача решается на машине. Составляется модель эластичности спроса.

5. Анализ резервов роста объема производства и реализации продукции

Основными путями повышения объема производства реализации продукции являются:

1. Увеличение объема производства продукции и реализации.

2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

3. Проведение маркетингового анализа, где прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена товара.

4. Улучшение ассортимента, структуры продукции, повышение качества ее.

5. Сокращение остатков готовой продукции и товаров отгруженных.

6. Рациональное распределение поставок.

Для сводного подсчета резервов составляется таблица влияния трех групп факторов: предметов труда, средств труда и трудовых.

Однако резервы подсчитываются отдельно по каждой из групп факторов, итог складывать нельзя, т.к. факторы действуют параллельно, независимо друг от друга и одновременно.

Таблица 4 - Влияния факторов на объем производства

Показатели План Фактически Изменения, +, -
I Объем продукции (тыс.руб.) Численность работающих (чел.) Производительность труда (руб.)   х х х   х х х  
II Объем продукции (тыс.руб.) Материальные затраты (тыс.руб.) Материалоотдача (руб.)   х х х   х х х  
III Объем продукции (тыс.руб.) Среднегодовая стоимость ОПФ (тыс.руб.) Фондоотдача (руб.)   х х х   х х х  

Используя прием способа разниц определяют отдельно влияние каждого из групп факторов.

Основными резервами роста объема производства и реализации продукции являются:

1) внедрение научно-технического прогресса;

2) рост производительности труда за счет повышения интенсификации производства;

3) рациональное использование рабочего времени;

4) совершенствовании качества поставки продукции.

5) нарушение графика объемов поставки продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: