Производящей и производной основами

Семантические отношения выявляются между дериватом как мотивированным словом (мотиватом, мотиватором) по отношению к мотивирующему (мотиванту): существительное читка – производное слово, так как его можно объяснить через глагол читать: «читка – опредмеченное действие, названное глаголом читать».

Для деривата читка мотиватор – читать. Производное слово читка образовано о производящей основы чита (ть), которая усекается при прибавлении суффикса с деривационным значением опредмеченного действия. Поскольку эта основа генерирует новое слово, она называется генератором, или генеративом.

Между мотивирующим и мотивированным словами, между производящей и производной основами возможны различные формально-семантические отношения.

1. Как правило, мотивированное слово, содержащее производную основу, и семантически, и формально более сложно, чем мотивирующее его слово, производящая основа: лен-тяй → лен-тяй-к (а), вин-и(ть) → об-вин-и(ть), дрен-аж → дрен-аж-н(ый).

2. Производная основа при равной семантической сложности имеет бóльшую формальную сложность, то есть содержит большее число значимых частей: пе (ть) → пе-ниj- (э), бел (ый) → бел-изн (а).

3. Дериват при равной или даже меньшей формальной сложности имеет бóльшую семантическую сложность: агит-ирова (ть) → агит-атор, Франц-иj (а) → франц-уз, истор-иj(а) → истор-ик, био-лог-иj(а) → био-лог.

4. Дериват при равной формальной и семантической сложности:

а) выражает значения, категориально свойственные мотивирующему слову: агит-ирова (ть) → агит-ациj (а); организ-ова (ть) → органи-ациj (а);

б) выражает значения, постоянно эксплицируемые производными: украинец → украинка (ср. швед → шведка, студент → студентка).

5. Дериват при равной семантической сложности, не зависимо от формальной сложности (возможна меньшая сложность) является стилистически окрашенным: свин ← свинья, свиненок; студы ← студенты, препы, преподы ← преподаватели, профипрофессионал.

6.Производная основа может находиться в отношениях производности не с одной, а с двумя производящими основами. Такие отношения называются отношениями множественной мотивации:

а) наречия с приставками типа пре-, сверх-, архи - могут быть образованы от наречий же префиксальным способом (забавнопре забавно, умносверх умно, важноархи важно) и от прилагательных с помощью суффикса - о (презабавныйпрезабавн о, сверхумныйсверхумн о, архиважныйархиважн о);

б) прилагательные с приставками предложного происхождения (до-, пред-, без- и др.): до войныдовоенный, перед праздникомпредпраздничный, без классовбесклассовый.

7. От явления множественной мотивации следует отличать явление, которое Г. О. Винокур назвал омонимией словообразовательной формы. Оно обнаруживается тогда, когда тождественная по фонемному составу производная основа в зависимости от различия ее значения находится в отношениях производности с различными производящими основами:

1) учительство – занятие того, кто учит: уч-и (ть) → уч-и- тельств;

2) учительство – совокупность учителей: уч-и-тель → уч-и-тель -ств.

8. Особым случаем словопроизводственных отношений является расхождение формальной и семантической производности, то есть дериват мотивируется одним словом, а формально образуется от основы другого слова.

Это характерно для:

1) наречий с биморфемой по-+-ому/-ему: по-весеннему – формально образовано от прилагательного весенний, семантически мотивируется словами весна, весной;

2) некоторых производных существительных на - ист: конституционист формально образовано от прилагательного конституционный, а объясняется через слово конституция;

3) некоторых производных прилагательных с суффиксом - ическ: туристический формально образованоот слова турист, а семантически связано со словом туризм;

4) разновидностью этого типа отношений являются случаи, когда отсубстантивное прилагательное с суффиксом - н -, формально образованное от личного существительного (инженерный, токарный, слесарный и др.), семантически с ним не соотносится, так как обозначает не отношение к лицу, а к роду его деятельности: ср. инженерный – «технически относящийся к деятельности инженера» и инженерский – «относящийся к инженеру, принадлежащий ему»; слесάрный – «относящийся к ручной обработке металла, сборке машин и оборудования» и слéсарский – «относящийся к слесарю, свойственный ему».

9. Отношения метафорической мотивации возникают, когда дериват мотивируется словом в его переносном значении: обезьянничать, попугайничать. Производные включают в себя семантический компонент ‘быть подобным тому, кто обозначен мотивирующим словом в переносном значении’: обезьянничать – быть обезьяной (в значении :«2. Разг. О человеке, который подражает другим, передразнивает других, гримасничает, кривляется»). Их необходимо отличать от дериватов, которые сами используются в переносном значении, например, на его губах змеилась улыбка.

10. Отношения периферийной мотивации наблюдаются в словах с живыми этимологическими связями. Речь идет о периферийной мотивации потому, что семантика мотивирующих слов формирует не ядро семантической структуры мотивированных, как в парах типа лес – лесок (небольшой лес), петь – пение (опредемеченное действие, обозначенное глаголом петь), а лишь ее часть, ее периферию. В этом случае мотиватором является не гиперсема[22] мотиватора, а архисема[23], например, словом полковник раньше назывался «командир полка», а полк – «воинская часть, обычно входящая в состав дивизии или бригады», сейчас полковник – «офицерское звание в армии рангом выше подполковник и ниже генерал-майора; лицо, носящее это звание», и полковник может командовать любым воинским подразделением, в том числе и полком.В булочной продают не только булки, но и хлеб; стреляют не только стрелами, но и пулями, и другими снарядами.

Для слов, связанных отношениями периферийной производности, характерен семантический компонент ‘в том числе’.

III. Типы деривации

С учетом рассмотренных видов формально-семантических отношений дериваты можно разделить на две группы:

1) лексическое значение мотивированных слов иное, чем у их мотиваторов. Это лексическая деривация, в результате которой являются лексические дериваты: двор → дворник, роза → розарий;

2) лексическое значение мотивированных слов тождественно значению мотивирующих, а отличает дериват лишь принадлежность к иной части речи и, следовательно, иная синтаксическая функция. В этом случае говорят о синтаксической деривации, результатом которой является синтаксический дериват: читать → чтение, белый → белизна.

К синтаксическим дериватам относятся[24]:

1. Отглагольные существительные (девербативы) со значением отвлеченного действия (опредмеченного действия): пение, борьба, пробежка, спуск.

2. Существительные, образованные от прилагательных (деадъективы) со значением отвлеченного признака (опредмеченного признака): грубость, краснота, желтизна, синева, зелень.

3. Прилагательные, образованные от существительных (десубстантивы), обозначающие самое общее, не конкретизированное в производном отношение к тому, что названо производящей основой: деревянный стол (= стол из дерева), зимний период (= период зимы) (ср. зимний лес = лес такой, каким он бывает зимой), лунный свет (= свет луны) (ср. лунный вездеход = вездеход для передвижения по Луне).

Очевидно, что характер отношения, выражаемого прилагательным, получает конкретизацию лишь в контексте. Вне контекста относительные прилагательные с суффиксами - н-, -ов-, -ск - (вечерний, асфальтовый, родительский) обозначают лишь общую идею атрибутивно выраженного отношения к предмету.

В зависимости от того, относится ли дериват к той же части речи, что и производящее, или переходит в другую часть речи, различают транспозиционную и нетранспозиционную деривацию.

Все синтаксические дериваты являются результатом транспозиции. Лексические дериваты могут быть транспозиционными, например: веселый – весельчак; читать – чтец, читальня; гуси – гуськом – и нетранспозиционными, например: барабанбарабанщик, задумать → задуматься, красивый → некрасивый.

В отличие от данной классификации деривационных типов М. Докулил предложил выделять транспозиционный тип (= синтаксическая деривация), мутационный тип (= лексическая деривация) и модификационный тип.

Модификаты всегда остаются той же частью речи, что и их мотиваторы, и практически сохраняя их значение. Это, прежде всего, производные с аффиксами субъективной оценки: кружочек, беленький, грустненько, спатоньки.

М. Докулил относит к этому типу:

1) существительные со значением собирательности и единичности: студенты → студенчество, горох → горошина;

2) существительные ж.р., образованные от существительных м.р.: врун → врунья, учитель → учительница;

3) существительные со значением «детеныш, невзрослое существо»: львенок, орленок, котенок;

4) глаголы, выражающие разного рода количественно-временные характеристики процесса: читать → начитаться, капать → накапать, кричать → покрикивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: