Производное слово как основная единица словообразования является обязательным элементом какой-либо комплексной единицы словообразования (КЕС), то есть единицы, состоящей не менее чем из 2 элементов.
Если производное слово рассматривается как формальный элемент КЕС, говорят о структурных комплексных единицах, если учитывается его значение – о семантических комплексных единицах.
Семантические КЕС: словообразовательное значение, словообразовательный тип и подтипы (модели), словообразовательная категория, словообразовательная микросистема.
К структурным КЕС относятся словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо.
II. Структурные
комплексные единицы словообразования
Среди структурныхкомплексных единицсловообразовательная пара – единица минимальная, которая состоит из двух слов, связанных формально-семантическими отношениями, то есть одно из них образовано от другого: рука → ручной, ручной → ручник; уметь → умелый, умелый → умелец.
|
|
На основе этой простейшей КЕС может быть построена более крупная единица – словообразовательная цепочка.
Словообразовательная цепочка (цепь) – это совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, то есть это ряд словообразовательных пар, в которых дериват предшествующей пары выступает генеративом для последующего производного:
белый → белить → побелить → побелка → побелочный
пара пара пара пара
Эти комплексные единицы словообразования демонстрируют синтагматические отношения в словообразовании и выявляют его ступенчатый характер. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.
Но между однокоренными словами могут быть отношения совместной производности (кодеривации). Такие радиальные отношения складываются между производящим словом и всеми его дериватами, находящимися на одной ступени словопроизводства, – кодериватами:
|| → белеть → белить || белый → беляк || → белизна || → белок || → белехонький | кодериваты |
Подобная совокупность кодериватов называется словообразовательной парадигмой, демонстрирующей парадигматические отношения.
Словообразовательная парадигма может быть систематизирована с учетом частеречной отнесенности производных. Они объединяются в блоки – субстантивный (имена существительные), адъективный (имена прилагательные), адвербиальный (наречия), вербальный (глаголы).
В силу того, что парадигмы слов одной части речи, и особенно, одной лексико-семантической группы, могут содержать дериваты схожих словообразовательных структур, вводится понятие типовой словообразовательной парадигмы, которую формируют конкретные парадигмы.
|
|
Каждый из кодериватов одновременно является либо элементом словообразовательной цепочки, либо сам выступает вершиной подгнезда:
→ беление
→ побелить → побелка → побелочный
белый → белить → белильщик
→ белеть → побелеть → побеление
→ белеться → забелеться
Совокупность словообразовательных цепочек и словообразовательных парадигм образуют словообразовательное гнездо (СГ) – иерархически упорядоченная совокупность однокоренных слов, всех производных базового слова.
СГ имеет вершину – непроизводное слово, которое опосредованно мотивирует любое слово в СГ.
Словообразовательные гнезда как максимально крупные структурные КЕС привлекали внимание многих исследователей: Е. Л. Гинзбург, А. Н. Тихонов, П. А. Соболева, Л. И. Ширина и др.
А. И. Моисеев рассматривает объемную и структурную типологию СГ, выводя типы гнезд по количеству слов и по общему строению:
1. Потенциальные гнезда (гнездо-слово): шорох, жабо, дипсомания.
2. Элементарные гнезда (гнездо-словообразовательная пара): черевик → черевички, щербатый → щербатенький.
3. Трехсловные гнезда:
1) линейные, или цепочечные, гнезда: барраж →
барражировать → барражирование;
2) веерные гнезда: → стеариновый
стеарин
→ стеаринный.
4. Содержащие более 3 слов: 1) цепочечные; 2) веерные; 3) комплексные, или комбинированные (полные): а) цепочечно-веерные; б) веерно-цепочечные.
Большое внимание в дериватологии уделяют типологии КЕС, в частности, СГ. Этот подход интересен своей прогнозирующей функцией, так как позволяет уточнить частные СГ, установить, в каком из них представлены «пустые» клетки, а в каком – лакуны.
Впервые термин лакуна был введен канадскими лингвистами Ж. П. Вине и Ж. Дарбильне для характеристики явления, возникающего в двуязычной ситуации: «явление, которое имеет место всякий раз, когда слово одного языка не имеет соответствия в другом языке».
В. Г. Гак определяет лакуны как «пропуски в лексической системе языка, отсутствие слов, которые, казалось бы, должны были бы существовать в языке, если исходить из его отражательной функции (то есть его задач обозначать явления объективной действительности) и лексической системы данного языка».
Л. А. Леонова использует также понятие антилакуна в значении «заполненное место», «заполненная лакуна» и термин пленус (лат. plenus – полный). Для того чтобы обозначить место в СГ, которое не может быть занято, видимо, можно использовать термин «пустая клетка». Например, Е. А. Земская и М. У. Калниязов разграничивают полные и неполные конкретные парадигмы. В неполных отсутствует хотя бы один из членов типовой СП, то есть там есть пустая клетка.
IV. Семантические комплексные единицы
К ним относятся словообразовательное значение, словообразовательная микросистема, словообразовательная категория, словообразовательный тип, словообразовательная модель.
Словообразовательное значение – это обобщенное значение производных слов определенной словообразовательной структуры, устанавливаемое на основании семантического соотношения данного производного слова с его производящим и выражаемое, по мнению В. Н. Немченко, при помощи словообразовательного форманта. А. Д. Зверев полагает, что словообразовательное значение обычно выражается структурой производного слова, соединением значений форманта и мотиватора. Например, в словах старец и борец формант -ец - является носителем только деривационного значения «лицо», а словообразовательное значение слова старец «лицо, наделенное признаком, названным мотивирующим словом» и слова борец «лицо, совершающее действие, названные мотивирующим словом» включает и категориальное значение мотивирующего слова.
|
|
Слова одной части речи, образованные с помощью одного и того же аффикса, не зависимо от частеречной принадлежности мотивирующего слова, формируют структурный класс производных, который иногда называют словообразовательной микросистемой[25].
Очевидно, что с точки зрения словообразовательной семантики слова старец и борец менее близки, чемпроизводные старец и старик.
Слова старец и старик являются дериватами одной словообразовательной категории, поскольку они:
1) относятся к одной части речи (оба – имена существительные);
2) образованы от одной части речи (оба – от имен прилагательных);
3) имеют одинаковое словообразовательное значение, выраженное синонимичными формантами.
Если же словообразовательное значение в производных одной категории выражено с помощью одного и того же форманта, то такие дериваты относятся к словам одного словообразовательного типа. Например, словами того же типа, что и слово старец, являются слова красавец, подлец, а производное борец относится к тому же типу, что и слова лжец, погорелец.
Иногда к одному типу относят и производные, и непроизводные, но семантически членимые слова, в которых лексическое значение может быть осмыслено как деривационная перифраза, в которой на месте производящей основы мыслится слово с другим корнем. Е. С. Кубрякова такие семантически членимые, но формально простые слова относит к супплетивным производным:
лекарь – «тот, кто лечит» / врач – «тот, кто лечит»
мучитель – «тот, кто мучит» / изверг – «тот, кто жестоко мучит»
колун – «то, чем колют» / топор – «то, чем колют».
В пределах одного типа иногда выделяют различные семантические образцы, или модели. Например, в типе «глагол → существительное» с дериватором - лк -, выражающим значение «действие → предмет, охарактеризованный данным действием», есть такие семантические модели:
|
|
косить → косилка, молотить → молотилка – «предмет, предназначенный для выполнения действия, названного производящей основой»;
читать → читалка, курить → курилка – «место, где совершается действие, названное производящей основой».
В пределах одного типа выделяют и различные морфонологические модели. Две пары слов относятся к одной морфонологической модели в том случае, если формальные преобразования производящей основы совпадают в обеих парах дериватов. Например, различными морфонологическими моделями одного типа являются дериваты:
1) с чередованием фонем на границе морфов и без них:
Киев → киевский, Мос кв а → моск о вский, Ри г а → ри ж ский;
2) с интерфиксами и без них:
Киев → киевский, Ялта → ялт ин ский, Америка → америк ан ский;
3) с усечением основы и без неё (+ возможная интерфиксация): Тбилис и → тбилисский, Душанб е + интерфикс ин + - ск - → душанбинский;
4) с аппликацией морфов и без нее:
Днепропетров ск + - ск - → днепропетров ск ий, Соч и + интерфикс ин → сочинский.