На объем розничного товарооборота, его состав и структуру, а также на равномерность продаж оказывают влияние многие факторы. При проведении анализа необходимо измерять их влияние и на этой основе выявить резервы увеличения товарооборота, улучшение его структуры и увеличение качества торгового обслуживания.
Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота можно объединить в 3 группы:
1) факторы, связанные с товарными ресурсами;
2) факторы, связанные с трудовыми ресурсами;
3) факторы, выражающие эффективность использования ОС.
Влияние первой группы факторов проявляется через поступления товаров (П), их выбытие (В), остатки на начало и конец (Он и Ок) анализируемого периода.
Под прочим выбытием понимают выбытие товаров вследствие:
- естественной убыли;
- товарных потерь;
- уценки товаров.
Изменения каждого их этих факторов оказывает влияние на размер товарооборота. Для определения их влияния устанавливают взаимосвязь между товарооборотом и факторами методом балансовой увязки с помощью формулы товарного баланса (1.7 и 1.8).
|
|
Он + П = Р + В + Ок (1.7)
Р = Он + П – В – Ок (1.8)
где Он – остаток товаров на начало периода;
П – поступление товаров;
В – прочее выбытие товаров;
Ок – остатки товаров на конец периода.
Измерить влияние указанных факторов можно при помощи способа цепных подстановок.
На объем розничного товарооборота также оказывает влияние время и скорость обращения товаров.
Анализ влияния второй группы факторов на торговую деятельность начинается с изучения обеспеченности предприятий розничной торговли трудовыми ресурсами, укомплектованности штатов (контролеров, кассиров, продавцов) и эффективности использования трудовых ресурсов и рабочего времени.
Взаимосвязь между объемом розничного товарооборота, численностью работников и производительностью их труда, можно выразить формулой (1.9):
, (1.9)
где Т - объем розничного товарооборота;
- среднесписочная численность торговых работников;
Пт – производительность труда торговых работников.
Показатель производительности труда отражает объем реализованных товаров, приходящийся на одного работника в целом (среднесписочного) или по отдельным группам (торгово-оперативного, кассира и т.д.).
Влияние изменения структуры персонала на развитие товарооборота можно представить следующей формулой (1.10):
, (1.10)
где Т - объем розничного товарооборота;
Ч - численность всех работников;
- удельный вес торгово-оперативных работников в общей численности персонала;
– производительность труда торгово-оперативного персонала.
Измерить влияние указанных факторов можно способом цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральным методом.
|
|
Третья группа факторов отражает состояние и использование материально-технической базы торговой организации. Она оказывает влияние на качество обслуживания, на условия хранения товаров, рациональность товародвижения и развитие товарооборота.
Рост товарооборота может произойти как за счет прироста стоимости основных средств, так и за счет более эффективного их использования, что выражается показателем фондоотдачи (1.11).
, (1.11)
где Т - объем розничного товарооборота;
- средняя стоимость основных средств торговой организации;
Фотд – фондоотдача.
Измерить влияние указанных факторов можно, например, способом абсолютных разниц:
На практике организации часто арендуют торговые площади. Увеличение товарооборота может произойти как за счет прироста торговой пощади, так и за счет более рационального ее использования. Для выражения товарооборота через величину торговой площади и эффективности ее использования можно воспользоваться формулой (1.12):
, (1.12)
где Т - объем розничного товарооборота;
S – торговая площадь (м2);
KS – коэффициент эффективности использования торговой площади, который показывает сколько товарооборота приходится на единицу торговой площади или сколько выручки можно получить с каждого метра торговой площади.