В условиях рыночной экономики анализ оптового товарооборота приобретает ряд особенностей:
– анализ и учет оптового товарооборота и его показателей ведется в розничных ценах, что объясняется необходимостью его сопоставимости с розничным товарооборотом зоны обслуживания;
– обязательный учет и анализ оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;
– проведение анализа результатов работы собственной розничной торговой сети;
– обязательная увязка оптового товарооборота и его показателей с оценкой конечных финансовых результатов.
На оптовый товарооборот оказывают влияние следующие группы факторов:
1) факторы, связанные с товарным обеспечением оптового товарооборота;
2) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов оптовой организации;
3) факторы, связанные с состоянием эффективностью использования материально-технической базы оптовой организации.
Влияние первой группы факторов рассчитывается с использованием формулы товарного баланса, который составляется по организации в целом, а также в ассортиментном разрезе за год, квартал, месяц и более короткие промежутки времени.
|
|
При анализе товарных запасов рассчитываются коэффициенты эффективности (3.1-3.3):
, (3.1)
, (3.2)
, (3.3)
где ОТ – оптовый товарооборот;
Зн и Зк – запасы товаров соответственно на начало и конец периода;
П – поступление товаров;
В – прочее выбытие товаров.
Если розничный товарооборот растет более медленными темпами, чем поступления, значит часть товаров осела на складах оптовой организации.
При анализе особое внимание уделяется источникам поступления товаров в оптовой организации. Этот анализ проводится в следующем разрезе:
– от промышленных предприятий и других производителей товаров, находящихся в районе деятельности оптовой организации;
– от оптовых организаций своей области;
– от промышленных предприятий других областей Республики Беларусь;
– от оптовых организаций других областей Республики Беларусь;
– от промышленных предприятий государств ближнего зарубежья;
– от оптовых организаций государств ближнего зарубежья;
– от промышленных и оптовых предприятий дальнего зарубежья.
Анализ поступления проводится в разрезе отдельных поставщиков. При этом определяется степень выполнения договоров поставки по общему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поставки, условиям транспортировки.
При проведении анализа определяется процент выполнения договорных обязательств, который можно рассчитать по формулам (3.4-3.6):
, (3.4)
где ОФ – фактическая отгрузка,
ОП – плановая отгрузка.
|
|
Критерием является максимальное превышение плана поставок, т.е. максимальная величина отношения. При этом следует учесть, что не всякое перевыполнение поставок может быть выгодно организации. Например, увеличение поставки нерентабельных товаров в сравнении с планом приводит к ухудшению финансового результата.
, (3.5)
где Н – сумма недопоставки.
Позволяет проверить процент соответствия отгрузки плану. Лучшим значением в этом расчете будет 100 % выполнения плана.
, (3.6)
где ПП – план поставки.
Этот показатель позволяет оценить план поставки товаров поставщиками. При правильной организации планирования плановый размер поставок отражает оптимальные потребности в товарообеспечении. Превышение поставок в сравнении с плановым заданием приводит к затовариванию, а поставки ниже плана, образуют дефицит предложения.
Формула предназначена для оценки степени соответствия поставок плановому заданию. Наилучшим результатом считается поставка товаров на 100 %.
Анализ поставок товаров по ассортименту проводится на основе составления специальных таблиц, в которых выполнение договорных обязательств учитывается лишь в пределах установленного плана.
Таблица 3.1 – Оценка выполнения плана по ассортименту товаров
Товарные группы | Плановая поставка по договорам, ден. ед. | Фактическая поставка по договорам, ден. ед. | Выполнение плана поставки, % | Засчитывается в счет выполнения обязательств по ассортименту |
Обувь: | - | |||
-кожаная | 92,73 | 92,73 | ||
-резиновая | ||||
-валяная | 133,33 |
При оценке выполнения договоров поставки изучается структура недопоставок по вине поставщиков. Среди нарушений, допущенных поставщиками могут быть:
- нарушение сроков поставки;
- поставка товаров в меньшем количестве;
- нарушение ассортимента поставок;
- нарушение требований ГОСТ;
- недостача товаров в сравнении с количеством, указанным в сопроводительных документах;
- отсутствие договоров на поставку или несвоевременное их заключение.
При анализе оценивают структуру недопоставок по каждому из указанных нарушений.
Методика анализа товарных запасов в оптовой организации приблизительно такая же, как и в розничной торговле, то есть:
– изучают текущие товарные запасы и их соответствие установленным нормативам в сумме и в днях;
– определяют и изучают среднегодовые товарные запасы;
– измеряют влияние факторов на среднегодовые товарные запасы и изменение объема товарооборота.
Особое внимание при анализе уделяется избавлению от залежалых товаров. Анализ текущих товарных запасов дополняется изучением товарооборота, который рассчитывается в днях (время обращения) и в количестве оборотов (скорость обращения).
Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитываются только по отношению к складской реализации товаров.
На многих оптовых базах создаются сезонные товарные запасы. Поэтому при анализе выясняют:
– как обеспечивается накопление товаров сезонного хранения;
– за счет каких источников осуществляется накопление сезонных товаров.
Особое внимание при проведении анализа уделяется звенности товародвижения. Она находится под влиянием двух факторов:
1) изменение структуры товарооборота зоны обслуживания;
2) изменение установленных схем завоза товаров по отдельным товарным группам.
Расчет производится с помощью процентных чисел.
Анализ трудовых ресурсов в оптовой торговле проводится с учетом среднесписочной численности работников с выделением складских работников.
Расчет влияния на оптовый товарооборот трудовых ресурсов проводят по формулам (3.7; 3.8):
, (3.7)
, (3.8)
где ОТ – оптовый товарооборот;
- среднесписочная численность работников оптовой организации;
|
|
ЧСК – численность работников склада;
ПТ – производительность труда работников оптовой организации.
В остальном анализ трудовых ресурсов на изменение оптового товарооборота проводится как и в розничной торговле.
Анализ материально-технической базы проводится как и в розничной торговле. Особенность: для оценки эффективности использования основных средств показатели фондоотдачи, фондоёмкости, фондорентабельности определяются исходя из складского товарооборота.