Одним из определяющих факторов развития товарооборота является состояние и эффективное использование материально-технической базы торговых организаций.
Материально-техническая база торговли – совокупность средств труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-производственной деятельности.
Материально-техническая база торговли играет важную роль в повышении эффективности хозяйственной деятельности организации. Она выполняет следующие задачи:
- способствует осуществлению не только производственных функций, но и функций, связанных с реализацией товаров потребителям;
- создает необходимые условия для сохранности товарно-материальных ценностей;
- создает определенные условия для труда работников;
- способствует росту основных экономических и финансовых показателей организации и снижению расходов на реализацию товаров;
- обеспечивает экономию времени покупателей на приобретение товаров;
- улучшает качество и культуру обслуживания покупателей.
|
|
Основную долю в составе материально-технической базе торговли занимают основные средства.
При проведении анализа применяют группировку основных средств:
1) по назначению (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и т.д);
2) по принадлежности: а) собственные; б)арендованные;
3) по отношению к производству:
– производственные (к ним относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, они постепенно переносят свою стоимость на расходы);
– непроизводственные (их использование не имеет цели систематического получения прибыли, они используются для культурно-бытовых нужд работников);
4) по выполняемым функциям:
– активные (к ним относятся: машины, оборудование, транспортные средства и др., которые высокий уровень технической вооруженности труда в организации и оказывают влияние на динамику производительности труда работников, объем реализации и конечные результаты работы);
– пассивные (к ним относятся: здания, сооружения, передаточные устройства и другие средства труда, которые участвуют в реализации товаров, но не оказывают влияния на динамику производительности и эффективности труда).
Стоимостную оценку основных средств производят по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Основными задачами анализа основных средств являются:
- изучить состояние и степень обеспеченности основными средствами торговых организаций в соответствии с намеченной программой;
- изучить степень использования основных средств и торговой площади;
|
|
- измерить влияние основных факторов на показатели эффективности использования основных средств;
- выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.
Источники информации для анализа основных средств:
- бухгалтерский баланс;
- форма 1-ф (основные средства) «Отчет о наличии и движении основных средств»;
- отчет об изменении капитала;
- данные бухгалтерского учета и первичных документов, а также планы развития материально-технической базы торговой организации.