Настроечные параметры регулятора могут не обеспечить требуемое качество работы САР по следующим причинам:
- оптимальные параметры настройки определяются для переходных процессов
при изменении задания регулируемой величины, тогда как для судовых объ-
ектов регулирования (кроме главных дизелей) более характерны переходные
процесс при изменении нагрузки ОР;
- при оптимальных параметрах настройки регуляторы и объекты описывались
линейными уравнениями, тогда как и регуляторы и ОР являются нелинейны-
ми динамическими элементами;
- изменение нагрузки при настройке составляет 10-15%, тогда как наиболее
тяжелыми являются режимы максимального изменения нагрузки судовых аг-
регатов и механизмов;
- при определении настроечных параметров по характеристикам объектов регу-
лирования используются приближенные модели объектов, которые, как прави-
ло, имеют худшие динамические свойства по сравнению с реальными ОР.
По этим причинам в результате настройки часто получают уменьшенное значение коэффициента пропорциональности и увеличенное значение времени интегрирования, в результате чего реальная САР, как правило, будет иметь:
- хорошие запасы устойчивости,
- затянутые по времени переходные процессы,
- повышенную статическую ошибку (для П регуляторов),
- недопустимые максимальные и минимальные значения регулируемой вели-
чины при больших и резких изменениях нагрузки ОР.
|
|
В связи с этим, после определения параметров настройки регуляторов необходима проверка работы САР и, при необходимости, уточнение параметров настройки.
Проверка и уточнение может быть выполнена следующим образом:
1 Проверить работу САР на нескольких постоянных нагрузках при небольших
(10-20%) увеличениях и уменьшениях нагрузки.
2 При необходимости уточнить значения настроечных параметров регулятора.
Для уточнения параметров можно применять алгоритмический метод, при-
чем определенные до этого значения параметров следует принять в
качестве начальных данных.
3 Проверить работу САР при возможно больших и резких изменениях нагруз-
ки.
Такими изменениями могут служить:
- для судового парового котла – отключение всех потребителей пара на полной
нагрузке котла и подключение потребителей при малой нагрузке;
- для электрогенератора – отключение всех потребителей электроэнергии на
полной нагрузке и подключение потребителей возможно большей мощности
на холостом ходу генератора;
- для главного дизеля – задание аварийного полного переднего хода при работе
дизеля на малом ходу и включение аварийного снижения частоты вращения
(режим Slow Down) при работе дизеля на полном ходу.
|
|
Для уточнения настроечных параметров регулятора при данной проверке также можно применять алгоритмический метод.
Кроме того, можно руководствоваться качественным влиянием настроечных параметров на работу системы регулирования, приведенным в таблице 13.7.
Наконец, самое общее качественное влияние составляющих закона регулирования на работу системы автоматического регулирования проявляется в следующем:
- пропорциональная – хорошая устойчивость, но имеется статическая ошиб-
ка,
- интегральная – уменьшенная устойчивость, но без статической
ошибки,
- дифференциальная – дополнительное затухание колебаний, увеличенная
устойчивость при правильной настройке.