Общественное мнение

Видимо, общественное мнение - одно из самых древних социальных явлений, когда взрослое население общины или племени выражало поддержку или недоверие своим вождям или их деяниям.

Общественное мнение - это сила, воздействующая на правительство или отдельных лиц, не являющаяся в то же время властью.

Функций у общественного мнения всего две: одобрение или неодобрение. Главным образом, это мнение части населения при решении или не решении социально значимой проблемы, затрагивающей интересы этой части общества.

Public Opinion пришло из Англии на Европейский континент после революции в Англии и деятельности парламента. Тогда это было мнение людей вне стен английского парламента. В Европе общественное мнение стало социальным явлением в конце XVIII века с провозглашением принципа личной свободы и права высказывать свое суждение.

Формы общественного мнения:

q ярко выраженное и широко разглашаемое;

q мнение устное: слухи, молва, анекдоты;

q референдум;

q референдум с обязательным голосованием.

По величине общественное мнение может быть планетарным (по проблемам войны и мира, экономики, борьбы с терроризмом и т.д.); региональным (конфликт Израиля и Палестиной); внутри одного государства, его региона, города, области.

Мнение может быть групповое, классовое, национальное, т.е. оно относится к убеждению по какой-либо проблеме, которая представляет широкий общественный интерес. За редким исключением общественное мнение возникает на уровне обыденного сознания.

Условия возникновения общественного мнения:

1. Наличие общественно значимой проблемы.

2. Только по конкретному вопросу.

3. Необходим доступ к информации, как к реальной, так и искаженной.

4. Должно существовать какое-то время, как значимое общественное явление.

5. Должно быть публично высказано.

6. Население должно иметь некий уровень культуры, чтобы понимать свои интересы.

Общественное мнение как социальный феномен приобрело значимость в Соединенных Штатах. Не потому что политики были особенно привержены демократии, а потому, что за редким исключением они мало чем отличались и по образованию, и по интеллекту от своих соотечественников, а на каждый пост от местного живодера до президента приходилось искать поддержку избирателя.

В Европе управляющий «класс» давно сложился и не слишком интересовался мнением публики. Россия не является исключением: если здесь интересуются мнением, то только для того, чтобы им пренебрегать.

Для определения общественного мнения в США (при общенациональных опросах) опрашивают 1500 человек (служба Харриса) или 1600 человек (Институт Гэллапа). В России опрашивают 2000 человек, как правило, в типовых городах и населенных пунктах. Трудность опроса в репрезентативности - т.е. в типологии опрашиваемых: они должны представлять определенный «срез» общества. В настоящее время используются методы теории вероятности, социологии, математики. При правильной выборке ошибки, как правило, не превышают 2 %, что не влияет на общую картину прогноза.

Общественное мнение используется не только для зондажа отношений населения к тем или иным проблемам. Современные средства массовой информации манипулируют им в целях политической борьбы. Так, в 1996 году в России навязали полуживого Президента. Свобода слова или «делаю то, за что платят» породили целое поколение продажной прессы и электронных СМИ. Чешский патриот в книге «Репортаж с петлей на шее» предупреждал: «Люди, будьте бдительны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: