Заключение. Мы рассмотрели, какую роль в деятельности учёного играют полное погружение в творческий процесс (которое мы определили здесь как эскапизм

Мы рассмотрели, какую роль в деятельности учёного играют полное погружение в творческий процесс (которое мы определили здесь как эскапизм, поскольку в этой ситуации учёный отрывается от обыденной действительности), с одной стороны, и активное участие в научно-организационной и административно-научной работе, с другой. Объединить эти две стороны достаточно сложно и в реальности мало кому удается успешно сочетать обе эти стороны: одни тяготеют к "эскапистскому", а другие к "менеджерскому" концу спектра в зависимости от того, с какими задачами они более успешно справляются.

Задумывая эту статью, мы предполагали, что итогом её станет выделение неких "идеальных" типов, фактически находящихся на двух полюсах спектра по степени вовлеченности в социальные процессы, происходящие за стенами лаборатории. Однако стало очевидно, что более важную роль играют не различные типы, а взаимоотношения между ними. И менеджеров, и эскапистов объединяет среда, в которой они существуют - на институциональном микроуровне и социальном макроуровне, и само научное исследование, к которому они так или иначе имеют отношение. Дополняя друг друга, они сами развивают эту среду, и прилагая усилия к тому, чтобы не "выпасть" из среды и общими усилиями, как выразился Б. Латур, "переворачивают" мир. Важно помнить, что "само содержание научного исследования может повлиять на трансформации общества" [Латур 2002]. Таким образом, важнейшей из задач для современных программ организации науки является поиск оптимальной системы, в которую будут вписываться учёные, исполняющие в рамках научного сообщества разные социальные роли, от эскапистов до менеджеров, поскольку и те, и другие необходимы для нормального функционирования науки.

стр. 81

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель 1984 -Аристотель. Политика// Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 376 - 644.

Бараш 2013 - Бараш Р. Э. "Люди знания" Флориана Знанецкого и их практическая эффективность // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. N 4.

Знанецкий 1922 - Znaniecki F. Wstep do socjologii. Poznan, 1922.

Каллон 1989 - La science et ses reseaux: Genese et circulation des faits scientifiques / Sous la direction de Callon M. Paris-Strasbourg, 1989.

Капица 1998 - Капица П. Л. Записка о чистой науке// Капица П. Л. Научные труды. Наука и современное общество. М.: Наука, 1998. С. 11 - 21.

Латур 2002 - Латур Б. Дайте мне лабораторию и я переверну мир // Логос. 2002. N 5 - 6. С. 2 - 32.

Мертон 2013 - Мертон Р. К. Социальная роль человека знания Флориана Знанецкого // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 37. N 3. С. 207.

Платон 1993 - Платон. Теэтет// Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. М.:

Мысль, 1993. С. 192 - 274.

Уилкинс 1941 - Wilkins Е. Н. The Professor Administrant // Bulletin of the A.A.U.P. XXVII. 1941. Feb., P. 18 - 28.

Уилсон 1942 - Wilson L. The Academic Man: A Study in the Sociology of a Profession. L.: Oxford University Press, 1942.

Уилсон 1995 - Wilson L. The Academic Man: A Study in the Sociology of a Profession. New Jersey, 1995.

Филатов 2012 - Филатов В. П. Новые формы социальности в "обществах знания" // Человек в мире знания: к 80-летию Владислава Александровича Лекторского / отв. ред. -сост. Н. С. Автономова, Б. И. Пружинин; науч. ред. Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2012. С. 311 - 326.

Ходжсон 2001 - Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. N8. Шейпин 1990 - Shapin S. The Mind Is Its Own Place. Science and Solitude in XVII century England // Science in Context. 1990. Vol. 4. N 1. P. 191- 218.

Юдин 2008 - Юдин Б. Г. Перформативность в действии: экономика качеств М. Каллона как парадигма социологического анализа рынков // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. N 4. С. 47 - 58.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: