Субъектами административного права могут выступать граждане и организации.
При этом они могут быть участниками административных правоотношений при наличии административной правоспособности, под которой понимается возможностьвступать в соответствующие правоотношения, иметь права и нести обязанности.
Административное право предусматривает возможность временного ограничения принадлежащих гражданину прав, в основном за совершенные правонарушения (лишение прав охоты, управления транспортными средствами).
Однако, для того, чтобы иметь возможность стать, реальным участником административных правоотношений, субъект должен обладать административной дееспособностью — способностью своими действиями приобретать определенные права и нести обязанности.
В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ возраст, с которого лицо считается в полной мере обладателем всех политических и имущественных прав, определяется в 18 лет.
Вместе с тем, в некоторых случаях административная дееспособность возникает и с более раннего возраста. Так, например, за совершение некоторых видов административных правонарушений, ответственность возникает с 16-летнего возраста (например, нарушение правил дорожного движения).
|
|
В некоторых случаях разграничить административную дееспособность и правоспособность достаточно сложно, например, для органов исполнительной власти эти два момента наступают одновременно, с момента образования государственного органа и закрепления за ним соответствующих полномочий.
В качестве субъектов административных правоотношений могут выступать государственные и негосударственные организации.
К числу государственных организаций можно отнести: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, унитарные предприятия.
Негосударственные организации включают в себя различные общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления и т. д.
Органы исполнительной власти являются определяющими в возникновении административных отношений.
Система органов исполнительной власти определяется, прежде всего, Конституцией РФ, подзаконными нормативными актами Президента РФ.
Возглавляет систему исполнительных органов Правительство РФ, в состав которого входят Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры.
Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
|
|
Для осуществления своей деятельности Правительство РФ издаетпостановления и распоряжения.
Кроме того, в Российской Федерации действуют федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства (службы, агентства, департаменты), которые входят в систему исполнительных органов власти.
К ним можно отнести систему органов внутренних дел, налоговой полиции, федеральной пограничной службы, федерального агентства по несостоятельности (банкротству) предприятий, Госкомимущество РФ и многие другие.
Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции устанавливают права и обязанности граждан, регулируют административные правоотношения.
В систему органов исполнительной власти входят также органы местного самоуправления. Образование и порядок деятельности, которых определен Конституцией РФ и Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации». (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).
Конституция РФ наделяет органы местного самоуправления правом самостоятельно решать вопросы местного значения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, предусматривая возможность судебной защиты их прав.
Все решения, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами.