Производство по делам об административных правонарушениях, виды административных наказаний

В Кодексе об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях.

Это - всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, который является основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. В протоколе указываются:

дата и место его составления,

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

место, время совершения и событие административного правонарушения,

статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,

объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело,

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается: лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, свидетелями, потерпевшими.

При отказе правонарушителя подписать протокол об этом делается запись.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В специально установленных законодательством случаях предусмотрена возможность упрощенного порядка административного производствабез составления протокола (различные нарушения правил дорожного движения, совершенные как водителями, так и пешеходами).

В статье 28.6. КоАП РФ указывается: «В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание ввиде предупреждения или административного штрафа, протокол об административномправонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа…

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе» (ст. 28.6, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)).

В случае если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

(ст. 28.6, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)).

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по местужительства данного лица (ст. 29.5, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)).

Дело об административном правонарушении, зафиксированном с применениемработающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело об административном правонарушении рассматривается в суде, то устанавливается двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания, являются: мировые суды, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы и различные органы государственного управления, выполняющие надзорные и контрольные функции.

Это, в первую очередь,

-административные комиссии при соответствующих органах исполнительной власти, например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

-органы внутренних дел (полиция),

-органы внутренних дел различных видов транспорта (железнодорожного, морского, воздушного и др.),

-органы Федеральной пограничной службы,

-органы, осуществляющие государственный и ветеринарный надзор,

-органы Российской транспортной инспекции,

-государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В целях пресечения административного правонарушения,

установления личности нарушителя,

составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения,

обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и

исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

Доставление – это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами компетентныхорганов (полиции, надзорных или контролирующих органов, военной автомобильной инспекции и др.) в служебное помещение соответствующего органа или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободыфизического лица, может быть применено в исключительных случаях, на срок не более 3-х часов (в целях составления протокола об административном правонарушении и т. д.).

В некоторых случаях этот срок может быть более 3-х часов, но не более 48 часов, например, лица, совершившие мелкое хулиганство, могут быть задержаны для выяснения обстоятельств административного правонарушения до рассмотрения дела народным судьей или начальником органа внутренних дел.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

К мерам административного принуждения относится также личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, которые производятся в целях

-выявления и пресечения административных правонарушений,

-в случаях, когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения,

-имеются признаки правонарушения в виде следов на одежде,

-имеются показания технических средств контроля и т п.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола и оформляется специальным протоколом, который подписывается ими и соответствующим должностным лицом.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Досмотр транспортного средства любого вида - это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится.

В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Изъятие вещей и документов, являющихся непосредственным объектом правонарушения, представляет собой меру принуждения, лишающую возможность правонарушителя самостоятельно распоряжаться противоправно полученным имуществом или недействительными документами.

Факт изъятия оформляется протоколом, и вещи хранятся до рассмотрения дела компетентными органами.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота

изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и

выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца.

В случае если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течениедвух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении.

При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Среди мер обеспечения производства по делу об административномправонарушении, о которыхсказано выше, можно выделить меры, которые касаются лиц, управляющих транспортными средствами. Это - отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование водителя на состояние опьянения, медицинское освидетельствование водителя на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится всостоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 29.12.2010)).

Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида в присутствии двух понятых (ст. 27.12, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)).

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, включающее

его перемещение при помощи другого транспортного средства и

помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также

хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается

в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей

с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или), их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол.

Привод, как мера принуждения, применяется в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении,

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В мае 2005 года Федеральным законом (№ 45-ФЗ от 09.05.2005) введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – временный запрет деятельности.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности и

только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В Кодексе об административных правонарушениях определены важнейшие требования к наложению административных взысканий.

Закон требует, чтобы взыскания налагались в точном соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, но

назначение административного наказанияне освобождает лицо от исполненияобязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются

характер совершенного им административного правонарушения,

личность виновного,

его имущественное положение,

обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и

обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях дает перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

-чистосердечное раскаяние виновного,

-добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

-предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

-добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

-совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

-несовершеннолетие;

-беременность женщины, или

-наличие у женщины малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим, могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

В то время, как перечень обстоятельств, отягащающих ответственность, является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

-продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;

-повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок (один год);

-вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения;

-совершение правонарушения группой лиц, а также

-в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

-совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности; часто в подобных случаях материалы передают на рассмотрение трудового коллектива для применения мер общественного воздействия.

При нескольких административных правонарушениях, которые совершены одним и тем же лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Однако, если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

В Российской Федерации административная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)).

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может бытьосвобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Административное законодательство предусматривает сроки давности привлечения к административной ответственности

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а

при длящемся административном правонарушении (например, хранение огнестрельного оружия) — двух месяцев со дня его обнаружения.

Если дело об административном правонарушении рассматривается судьей, то постановление по нему не может быть вынесено по истечении трех месяцев.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Постановление о назначении административного наказания не подлежитисполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течениегода со дня его вступления в законную силу (ст. 31.9, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 06.12.2007)).

В законодательстве четко определены цели административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Одним из отличительных признаков административного наказания является то, что они налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Административные взыскания выражаются, как правило, в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному взысканию.

Виды административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применятьсятолько в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться иприменяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Административное взыскание может быть наложено только на лицо, совершившее административное правонарушение.

Кроме того, взыскание налагается в пределах, установленных нормативным актом, который предусматривает ответственность за совершенное правонарушение.

Не допускается применение взыскания ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность.

Предупреждение — самая мягкая мера административной ответственности, носит характер морального воздействия.

Предупреждение как административное взыскание следует отличать от устного замечания, которое таковым не является и широко используется в повседневной деятельности надзорных органов (дорожной полиции, например, и др.).

Предупреждение всегда выносится в письменной форме и применяется обычно к лицам, впервые совершившим правонарушение, чаще всего, по неосторожности.

Устное замечание не является административным взысканием.

Предупреждение как вид административного взыскания влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные взыскания.

Административный штраф — разовое денежное взыскание, налагаемое в пределах, установленных законодательством РФ.

При определении величины штрафа в качестве исходной единицы применяется минимальный размер оплаты труда, а в некоторых случаях — кратная стоимость похищенного, утраченного или поврежденного имущества.

Штраф применяется практически за все виды административных правонарушений и является основным видом административного взыскания.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административногоштрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного выше, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях,

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммынеуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация спередачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

Возмездное изъятие назначается судьей.

Данное взыскание может применяться только в отношении собственника предмета и может, например, выражаться в изъятии предмета, послужившего основанием нарушения правил перевозки опасных веществ на воздушном транспорте, изъятии охотничьего ружья при транспортировке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральнуюсобственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается судьей.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Таким образом, возмездное изъятие является более мягкой мерой по сравнению с конфискацией, которая предусматривает принудительное безвозмездное обращение предмета в собственность государства (например, могут быть конфискованы товары, свободная реализация которых запрещена, радиоэлектронные средства и устройства).

Законодательство устанавливает некоторые категории лиц, к которым данные меры административных взысканий применяться не могут.

Так, возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является единственным источником существования.

Конфискован, может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

В отличие от уголовного наказания конфискуется только предмет, а не имущество.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется в следующих случаях:

лишение права управления транспортным средством, судном (в том числе маломерным);

лишение права охоты,

лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных устройств.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трехлет.

Закон устанавливает ряд ограничений применения лишения специального права как меры взыскания, делая исключение в отношении лиц, пользующихся транспортными средствами в связи с инвалидностью, а также в отношении лиц, для которых охота является профессией, то есть единственным источником существования.

Административный арест — самая строгая мера наказания, которая может применяться только на основании решения суда в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а

за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административный арест назначается судьей.

Он не может применяться

к беременным женщинам,

женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет,

лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет,

инвалидам I и II групп,

военнослужащим,

гражданам, призванным на военные сборы, а также

к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не можетприменяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Дисквалификация, как мера административного взыскания, заключается в лишении физического лица права замещать

должности федеральной государственной гражданской службы,

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,

должности муниципальной службы,

занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,

входить в совет директоров (наблюдательный совет),

осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также

осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении

деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также

эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,

осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае

угрозы жизни или здоровью людей,

возникновения эпидемии, эпизоотии,

заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,

наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,

причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо

в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств,

психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры,

в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений наосуществление отдельных видов деятельности,

в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах),

в области порядка управления,

в области общественного порядка и общественной безопасности,

в области градостроительной деятельности,

в области транспортной безопасности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим.

При этом жалоба должна быть подана в суд или вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, а также прокурору в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается и подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу, решение которого является окончательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow