Обработка и интерпретация результатов. Сравнивают количественные показатели выполнения заданий

Сравнивают количественные показатели выполнения заданий. Устанав­ливают особенности произвольного поведения ребенка.

* * *

В следующих экспериментальных ситуациях ребенок должен приложить усилия для преодоления трудностей. Определяется отношение ребенка к трудностям, способы их преодоления.

Изучение волевых действий у детей раннего возраста10

Проведение исследования

Подбирается несколько интересных новых игрушек, одна звенящаяиг- рушка, коробка, скатерть, секундомер.

Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребен­ком в возрасте от 1 года до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности пове­дения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями.

I ситуация. Ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на неко­тором расстоянии.

II ситуация. Ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с мес­та (незаметно удерживается экспериментатором).

III ситуация. Ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.

IV ситуация. Ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.

V ситуация. Ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспери­ментатора.

Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование прово­дят повторно с теми же детьми через 3 месяца.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается длительность одного усилия и перерыва между усилиями.

Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 7.5).

Таблица 7.5. Протокол проведения методики «Изучение волевых действий у детей раннего возраста»
Фамилия, имя, возраст ребенка Ситуация Первое исследование Второе исследование
Усилие Перерыв Усилие Перерыв
       
В среднем      

Анализируются индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастная динамика (что изменяется в волевых проявлениях через 3 меся­ца). Делаются выводы о том, как дети сохраняют цель деятельности, как Преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых уси­лий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и со­хранение цели.

Изучение целенаправленности деятельности11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: