Сравнивают количественные показатели выполнения заданий. Устанавливают особенности произвольного поведения ребенка.
* * *
В следующих экспериментальных ситуациях ребенок должен приложить усилия для преодоления трудностей. Определяется отношение ребенка к трудностям, способы их преодоления.
Изучение волевых действий у детей раннего возраста10
Проведение исследования
Подбирается несколько интересных новых игрушек, одна звенящаяиг- рушка, коробка, скатерть, секундомер.
Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребенком в возрасте от 1 года до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями.
I ситуация. Ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.
II ситуация. Ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается экспериментатором).
III ситуация. Ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.
|
|
IV ситуация. Ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.
V ситуация. Ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспериментатора.
Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование проводят повторно с теми же детьми через 3 месяца.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается длительность одного усилия и перерыва между усилиями.
Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 7.5).
Таблица 7.5. Протокол проведения методики «Изучение волевых действий
у детей раннего возраста»
|
Анализируются индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастная динамика (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца). Делаются выводы о том, как дети сохраняют цель деятельности, как Преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели.
Изучение целенаправленности деятельности11