Общая характеристика современного российского федерализма

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенство­вания федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государ­ственному устройству, которые культивируются определен­ными политическими силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к уни­тарной структуре регионов – с другой. Таким образом, толь­ко демократический федерализм способен внести полити­ческую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и вла­сти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время. по­теряли смысл, федерализм выступает как единственно воз­можная форма демократического управления столь обшир­ным государством. Вхождение в состав Федерации 86 субъек­тов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и админист­ративно-территориальных единиц, далеко не равных в эко­номическом отношении. Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъек­тов Федерации, часто обоснованных необходимостью созда­ния крупных экономических комплексов.

Нельзя считать бесспорным и закрепление националь­нo-государственных основ российского федерализма, особен­но в отношении прав и обязанностей национальных и терри­ториальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода: 1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство; 2) республики – субъекты Федерации при знаются на­циональными государствами, несмотря на многонациональ­ный состав их населения; 3) русская нация не имеет в составе Российской Федера­ции полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих нацио­нальных интересов в создании многонационального демокра­тического правового государства – Российской Федерации.

Совре­менная Россия — самое обширное по территории и одно из самых боль­ших и многонациональных по населению федеративных государств. У нее наибольшее число субъектов федерации (89), отличающихся особенно большим разнообразием. В составе населения страны русские составляют более четырех пятых, а остальную часть — десятки корен­ных наций и народностей, а также многочисленные национальные (эт­нические) группы, состоящие из представителей зарубежных этносов. По своему социальному содержанию российский федерализм олице­творяет государственное единство, объединение десятков народов как этнотерриториальных общностей вокруг русского народа, являющего­ся ядром и главной цементирующей силой многонационального феде­ративного государства. Это первая и одна из важнейших особенностей российского федерализма, находящая свое отражение как в его струк­туре, так и в содержании федеративных отношений.

Вторая общая и не менее важная особенность современного россий­ского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются террито­риальные (общетерриториальные) и национальные (национально-тер­риториальные) начала. Прежде, до Федеративного договора 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., субъектами Российской Федерации счита­лись только национальные государства (автономные республики) и национально-государственные образования (автономные области и автономные округа). Ныне субъектами РФ являются и такие полити­ко-территориальные единицы, которые представляют собой области (края, города федерального значения) с преимущественно русским на­селением. Это особенно важно в связи с тем, что русский народ не имеет внутри РФ своей особой, отдельной республики.

Третья общая особенность современного российского федерализма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находя­щийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с первых месяцев после октября 1917 г., его реальное становление и развитие приходятся лишь на последнее десятилетие. Утверждавшиеся все больше во второй половине 20-х — начале 30-х гг. командно-административные методы управления, сверхцентрализация и тоталитарный режим постепенно свели на нет даже те ограничен­ные элементы реального федерализма, которые успели зародиться в первый послеоктябрьский период. Тоталитаризм оказался абсолютно несовместимым с подлинным федерализмом и свел его к квазифедера­лизму, к фактическому унитаризму, прикрываемому декларативными конституционными нормами и лозунгами о федерализме, суверенитете союзных республик и праве их свободного выхода из СССР, самоуп­равленческих правах автономий, праве народов на самоопределение и свободном их развитии. Длительное развитие российского «федера­лизма» в условиях тоталитаризма и сегодня накладывает свой негатив­ный отпечаток на процесс становления демократического федерализма в современной России. По существу, этот процесс берет свое начало лишь с Декларации о суверенитете РФ (1990) и особенно с Федератив­ного договора (1992) и Конституции РФ 1993 г. Несмотря на многое сделанное с тех пор, еще несравнимо большее предстоит сделать, вклю­чая принятие конституционных и иных федеральных законов по во­просам федерализма. Еще больше необходимо сделать в области прак­тической реализации устоев и норм подлинного федерализма в различ­ных сферах государственной и общественной жизни.

Четвертая важная общая особенность современного российского федерализма связана с тем, что исторически РСФСР возникла и длительное время развивалась как не договорная, а конституционная фе­дерация на базе автономии, что само по себе серьезно суживало (даже формально) самостоятельность субъектов федерации по сравнению, например, с субъектами союзного государства — СССР, усиливало проявление суперцентралистских тенденций и сближало такой феде­рализм с унитаризмом. Без учета этого фактора трудно понять многое из того, что происходит сегодня в России с процессом становления подлинного федерализма. Лишь после Федеративного договора РФ стала превращаться, на наш взгляд, из конституционной в конституци­онно-договорную федерацию, что нашло, в частности, свое дальнейшее проявление в заключении за последние пять лет около полусотни до­говоров о конкретном разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами ее субъектов.

Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дельнейшего развития опирается прежде всего на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональности структуры и состава ее на­селения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм вы­ступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-терри­ториальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократичес­кая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких услови­ях является действенным способом практической реализации демокра­тии в данном вопросе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: