Тема 5 Модели федерализма

Исследования федерализма повлекло изучение моделей федерализма [19].

Модель (фр. modele; ит. modello; лат. modulus) – мера образец, аналог (мыслительный, условный: изображение, описание, схема, график, и т.п.) процесса, явления, объекта. Некоторые ученые отрицают существование моделей федерализма [20]. Э.В. Тадевосян совершенно справедливо утверждает, что модели федерализма существуют, поскольку единая сущность может находить свое конкретное проявление в различных моделях [21].

Ученые отмечают, что возникновение моделей федерализма связано с формой реализации принципа федерализма, что влечет реальные модели федерализма, представляющие собой устойчивые, исторически сложившиеся системы федеративных взаимосвязей и модели-проекты (модели-сценарии, модели-версии), являющиеся результатами теоретического абстрагирования в целях создания гипотетических образов реализации принципа федерализма [22]. Считаем, что в модели федерализма отражается федерализм в реализации признаков. В конкретной модели федерализма отображается «образ» федерализма, воспроизводящий уровень развития его отличительных признаков. Политическая практика активизирует тот или иной признак, который начинает проявлять себя монопольно-активно относительно других признаков, приобретая инициирующую силу, инициирующие качества. Монопольно-активный признак (признаки) федерализма являются основанием выделения моделей федерализма и их классификации.

Вариант строительства федерализма в США, обозначенный А. Гамильтоном (наличие правительств в штатах и их прямое представительство в сенате, разделения власти и закрепление полномочий за уровнями власти [23]), утвердил в США дуалистический федерализм.

Конкурирующая (совместная) компетенция властей федерального уровня и членов федерации повлекла модель кооперативного федерализма. Кооперативная модель имеется и в европейских странах: так в Германии эта модель вызвана к жизни конкурирующей (совместной) компетенцией властей федерации и земель. В Канаде также выделяют модель кооперативного федерализма (имея в виду кооперацию усилий исполнительной власти регионов и федерального правительства в результате создания Совета Федерации в июле 2003 г.).

Предметом исследования ученых стали модели бюджетного федерализма [24], финансового федерализма [25] и экономического федерализма [26], связанные с решением финансово-бюджетных и экономических вопросов.

Исходя из статусного положения членов федерации, структуры федеративных образований (наличие в государстве территории, не обладающих статусом члена федерации) различают симметричные и асимметричные модели федерализма [27].

В России 1917–1990 е гг. в условиях фактически унитарного управления формировалась модель фантомного федерализма [28]. Ученые характеризовали модели российского федерализма в 1990–2000 гг. как «модели дезинтеграции, уничтожения государственности» [29]. С.Д. Валентей и А.Б. Зубов утверждали, что Россия представляет собой конфедерацию с признаками феодального общества [30]. Аналитика конкретных реалий российского федерализма 1990-х гг. учеными повлекла характеристику федерализма, как «верхушечного федерализма» [31], «квазифедерализма» [32].

Была выделена красноярская модель федерализма [33]. Возникновение переговорной модели федерализма учеными связано с поиском федеральным правительством поддержки у влиятельных групп населения элиты, составляющих политическую опору в обществе [34]. Изучается модель «исполнительного федерализма». Однако в различных государствах ученые вкладывают в понятие этой модели разный смысл. В Канаде исполнительным федерализмом назван процесс строительства федерации сверху в результате договора политических элит, где основным методом урегулирования спорных вопросов остаются кулуарные соглашения, а заключение особых двухсторонних договоров в России между российским федеральным Центром и субъектами федерации позволило российским ученым сказать о наличии и в России модели «исполнительного федерализма» [35]. В Германии модель исполнительного федерализма считается традиционной, но при этом под исполнительным федерализмом понимают взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, поскольку члены правительства земель входят в состав верхней палаты парламента – Бундесрата [36]. Ученые считали, что имелась модель иерархического федерализма в России, т.к. децентрализация происходила в высшей степени неупорядоченно. Современный федерализм оценивается как «увядающий», указывают на модель «унитарного федерализма», которая присутствует, главным образом, в сфере идеологии и психологии [37] ,отмечают наличие «полуфедеративной» модели федерализма – модели с элементами унитаризма [38].

Централизованная модель современного российского федерализма исследуется также в связи с активизацией централизованных начал в государственном управлении [39],

Естественным следствием отсутствия четкой классификации моделей федерализма должна стать ориентация исследований на философские категории «общее», «единичное», «особенное», что позволит использовать все возможности компаративистской методологии для более плодотворного анализа общих и особенных моделей федерализма. Современный американский федерализм характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку теория кооперативного федерализма стала доминировать в США [40]. Кооперативная модель имеется в европейских странах, в частности в Германии, где эта модель вызвана к жизни конкурирующей (совместной) компетенцией властей федерации и земель. Это общая модель федерализма для большинства федеративных государств. Среди моделей федерализма имеются такие, которые в особенных чертах не напоминают друг друга. Это единичные модели. В США имеется асимметричная модель федерализма, поскольку в государстве имеются ассоциированные члены [41]. Существование таких территорий можно рассматривать как адаптацию концепции федерализма в легитимной форме к конкретным объективным реалиям, повлекшую единичную модель в данном государстве. Для федерализма полинациональных федеративных образований характерен особенный п ризнак – сохранение национальных особенностей в целях их развития. Во многих полинациональных государствах члены федерации формируют свои региональные органы с учетом национальных особенностей. На основе этого признака возникает особенная модель.

Ученые в своих изысканиях говорят о российской, американской, канадской, германской, швейцарской, бельгийской и других моделях федерализма [42]. При этом они имеют в виду особенности установления и функционирования федерализма в конкретном государстве [43]. Мы полагаем, что указание на модель американского, российского и т.п. федерализма не целесообразно по следующим основаниям:

- модели федерализма существуют в рамках конкретного федеративного государства, как отражение в объективной реальности признаков федерализма в конкретный исторический период;

- исследование федерализма предполагает определенную терминологическую корректность, связанную с единообразным использованием терминов; в этой связи особенности федерализма, существующего в США, РФ и других федеративных образованиях, следует охватывать такой терминологической конструкцией, как российский федерализм, американский федерализм и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: