double arrow

Тема № 3: «Финансовое право как отрасль российского права»

Вопрос № 1. Понятие и предмет финансового права

Понятие финансового права

Финансовое право пред­ставляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных от­ношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финан­совой деятельности государства и местного самоуправления.

Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на фе­деральном и региональном уровнях, образует систему финансо­вого законодательства.

Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют от­ношения, характеризующиеся следующими признаками: устой­чивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; на­хождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Финансовое право имеет определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функцио­нирование или прекращение финансовых отношений. Некото­рыми подобными закономерностями, например, являются сле­дующие показатели финансовых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности го­сударства; изначальная конфликтность, вызванная противоре­чиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.

Посредством финансового права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления финансового контроля, денежной эмис­сии и привлечения к ответственности за совершение финансо­вых правонарушений.

С помощью финансового права государство реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регули­рования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздей­ствия) на формирование имущественных отношений путем пря­мого или косвенного вмешательства.

Финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимуществен­ные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распре­деления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образо­ваний в целях осуществления публичных функций.

Пред­мет финансового права и его особенности

Пред­мет финансового права можно определить как совокупность однородных имуществен­ных и связанных с ними неимущественных общественных отноше­ний, складывающихся между государством (муниципальным обра­зованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к от­ветственности за совершение финансового правонарушения.

Основные отличительные признаки отно­шений, составляющих предмет финансово-правового регулиро­вания:

а) имеют имущественный характер или обусловлены имущественным характером;

б) на­правлены на образование, распределение и использование госу­дарственных и муниципальных финансовых ресурсов;

в) осуще­ствляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета финан­сового права дает его классификация по различным основаниям.

В зависимости от функций финансовой деятель­ности предмет финансового права образует отношения, склады­вающиеся в ходе:

= аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды;

= распреде­ления государственных или муниципальных денежных средств;

= использования государственных или муниципальных ресурсов;

= осуществления финансового контроля; эмиссии денежных зна­ков.

В зависимости от институциональной принад­лежности выделяются отношения:

- бюджетные;

- возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;

- по поводу образования государственных или муниципальных доходов;

- по поводу осуществления госу­дарственных или муниципальных расходов;

- складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений;

- налоговые; кредитные; страховые;

- относительно денежного обращения и расчетов;

- возникающие в процессе ва­лютного регулирования.

По экономическому критерию финансовые отно­шения подразделяются на:

Финансовые - отношения, опосредующие движение де­нежных средств и обладающие характерными признаками фи­нансов, например: отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д.

Нефинансовые - отношения, в резуль­тате функционирования которых не происходит движения де­нежных средств, однако эти отношения лежат в основе финан­совых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение (установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д.). Иными словами подобные отношения мож­но назвать неимущественными, но связанными с имуществен­ными отношениями финансовой деятельности.

По субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между:

- Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице ком­петентных органов государственной власти или органов мест­ного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства;

- финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обяза­тельств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов;

- государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в сфере их финансовой деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами и юридическими или физическими ли­цами в связи с образованием и распределением кредитных ре­сурсов, централизованных страховых взносов и внесением пла­тежей в государственные (муниципальные) денежные фонды;

- государственными и муниципальными предприятиями, органи­зациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой сто­роны, относительно собственных средств предприятий, учреж­дений, организаций и их распределением между отраслями на­родного хозяйства.

В предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только опосредующие процессы образования, распределения и исполь­зования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.

Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражда­нами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов — к сфере администра­тивного права, выплата пенсий — к сфере права социального обеспечения и т. д.

В предмет финансового права входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в сфере публичной государствен­ной или муниципальной финансовой деятельности, урегулиро­ванные нормами права, как правило, с помощью метода власт­ных предписаний.

Вопрос 2. Методы финансового права

Понятие и особенности метода финансового права

Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регу­лирования. Специфика предмета финансового права, обусловила осо­бенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, посколь­ку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимо­отношений.

Метод финансово-правового регулирования — это обусловлен­ная публичностью и финансовой значимостью совокупность специ­фических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержа­нию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

При регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием приме­няется различными подотраслями и институтами финансового права.

Метод финансового права это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной отрас­ли права на отношения финансовой сферы.

Методология финансового права обусловлена регулируемы­ми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюд­жетных фондов, финансов предприятий и т. д.

Виды методов финансового права и их особенности

С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.

Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-зап­реты и обязывающие нормы.

В финансовом праве преобладает метод импе­ративного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функциониро­вания всего государства в целом.

Императивный (властный) характер финансовой деятельно­сти государства присущ в силу того, что государство самостоя­тельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов.

Именно выражение фи­нансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает применение согласительных проце­дур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.

Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных от­ношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.

Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, допускающие возник­новение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских пра­воотношений.

На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджет­ный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными уни­тарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).

Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения.

Проявление относительной диспозитивности наблюдается и в регулировании БК РФ отношений в сфере государственных и муниципальных кредитных отношений.

Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных фи­нансово-правовых норм.

В финансовом праве метод диспозитивности носит услов­ный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных инте­ресов. Согласование каких-либо условий финансовой деятель­ности возможно только в случаях, прямо оговоренных финан­совым законодательством.

Названные характерные черты методов правового воздей­ствия в сочетании с финансово-правовым механизмом являют­ся основными элементами юридического режима правового ре­гулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образо­ванием в системе российского права.

Вопрос 3. Принципы финансового права

Понятие принципов финансового права

В основе финансовой деятельности государства и муници­пальных образований лежат принципы, определенные исходные начала, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. Будучи закрепленными в правовых нормах, ис­ходные начала финансовой деятельности по существу являются принципами финансового права. Принципы образуют специальное научное основание, фиксирующее объект исследования, обеспечивают единство эмпирического и теоретического в научном познании и пред­ставляют собой такие исходные средства воспроизведения сущ­ности объекта в этом познании, которые выражают направлен­ность применения других средств. Финансово-правовые исход­ные начала отражают объективные связи, закономерности развития финансовой деятельности государства, в результате чего они становятся качественными характеристиками этой от­расли права.

Основополагающие финансово-правовые начала (принципы) формируются законодателем исходя из конк­ретного правового опыта и правовой культуры в государстве и базируются на основных положениях правовой системы с уче­том достигнутого уровня развития финансового законодатель­ства.

Финансово-правовые принципы устанавливают основопола­гающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финан­сового законодательства.

Правовое оформление принципов финансового права строится в основном по институциональным составляющим.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования обще­ственных отношений в финансовой сфере. Наряду с предме­том и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финан­сового права.

Основные принципы финансового права

Основными принципами финансовой деятельности являются:

= законность;

= приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;

= федерализм;

= единство финансовой политики и денежной системы;

= равно­правие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

= са­мостоятельность финансовой деятельности в рамках компетен­ции органов местного самоуправления;

= социальную направлен­ность финансовой деятельности Российской Федерации;

= распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), испол­нительной и судебной властей;

= гласность;

= плановость.

Финансово-правовое значение принципа законности пред­ставляет собой проекцию его общеправового значения, закрепленного в целом ряде норм Конституции РФ (например, ст. 4, 15, 19, 32, 35, 45—52). В свою очередь, в основе конституцион­ного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частно­сти, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Законность представляет собой определенный ре­жим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посред­ством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.

Основываясь на таком признаке права, как общеобязатель­ность правовых норм, законность охватывает все формы реали­зации финансового права. Она должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменитель­ного процесса.

Значительным достижением финансового права стало соот­ветствие содержания финансово-правового значения принципа законности сущности права и правовых законов — справедли­вости. Принцип справедливости выражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Соглас­но п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политичес­ких, конфессиональных и иных различий между налогоплатель­щиками. Также законодательство содержит запрет на установле­ние дифференцированных ставок налогов и сборов либо налого­вых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.

Финансово-правовое значение принципа за­конности заключается в создании и поддержании режима леги­тимности финансовой деятельности государства и местного са­моуправления. Основными элементами данного принципа сле­дует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответ­ственности.

Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве об­щих интересов субъектов финансового права. В процессе акку­мулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулиро­вания.

Финансовое обеспечение целей и задач государства предназ­начено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без фи­нансового обеспечения функционирования государства невоз­можно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.

Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муни­ципальные образования выступают обязательными участника­ми финансовых правоотношений, обладая при этом возможно­стью применения властных правовых механизмов.

Сочетание публичных и частных интересов в правовом регули­ровании финансовых отношений выражается в двух взаимосвя­занных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с уче­том частных интересов; взаимопроникновении и взаимодей­ствии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности госу­дарства, выражающимся в сочетании общегосударственных фи­нансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграниче­нии бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Основные характеристики принципа фе­дерализма закреплены Конституцией РФ: государственный су­веренитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство кон­ституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловле­на способом разграничения и структурирования предметов ве­дения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, право­вым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений.

Принцип федерализма в финансовом праве оказывает суще­ственное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансо­вой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и му­ниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы проявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Рос­сийской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.

Один из основных факторов обеспечения единства финансо­вой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой госу­дарственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их вза­имодействия.

Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Центральный банк РФ является органом де­нежно-кредитного регулирования.

Финансово-правовая политика есть основан­ная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию опти­мального механизма финансово-правового регулирования в це­лях планомерного аккумулирования, распределения и исполь­зования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, на­правленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных обще­ственных (социальных) регуляторов.

Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой де­ятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно кото­рой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, по­строение равноправных финансовых взаимоотношений с Рос­сийской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.

Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по от­ношению друг к другу, что реализуется через юридическое равен­ство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансо­вой компетенции, недопустимость предоставления льгот или ус­тановления запретов, носящих индивидуальный характер.

Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законо­дательных органов субъектов РФ правом законодательной ини­циативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъ­ектов РФ является залогом территориальной целостности и поли­тической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.

Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рам­ках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.

Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования при­знаны государством как важнейшие условия для реализации орга­нами местного самоуправления своих конституционных полно­мочий.

Но финансовая самостоятельность местного само­управления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставлен­ные нормативными финансово-правовыми актами федерально­го уровня и субъекта РФ.

Принцип социальной направленности финансовой деятельности Россий­ской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано, что Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирова­ние бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимально­го бюджета; установление принципа учета фактической способ­ности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.

Финансировать социальные функции государство способно, только опираясь на мощную и стабильную финансовую систе­му. Формирование государственных до­ходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполни­тельной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность де­мократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения госу­дарственных полномочий между самостоятельными государ­ственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятель­ности исполняется самостоятельно соответствующими органа­ми государственной власти.

На федеральном уровне организации государственной влас­ти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом.

Законодательный (представи­тельный) орган — Федеральное Собрание РФ — принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельнос­ти всех финансовых органов государства.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной ком­петенции Правительства РФ относится разработка и представ­ление Государственной Думе федерального бюджета, обеспече­ние его исполнения, представление отчета об исполнении феде­рального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и де­нежной политики. I

Судебная система - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоот­ношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопро­сам их ведения.

Президент РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспе­чивает проведение единой финансовой политики, согласовыва­ет и координирует деятельность всех ветвей власти, что позво­ляет эффективно действовать всему финансово-правовому ме­ханизму.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финан­совых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на оче­редной финансовый год, обязательным опубликованием в сред­ствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления.

Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъек­тов финансового права осуществлять процессы аккумулирова­ния, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направ­лено на достижение баланса доходов и расходов как территори­альных, так и коллективных субъектов.

Планирование финансовой деятельности осуществляется вне­бюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предпри­ятиями.

Реализация принципа плановости позволяет субъектам учи­тывать результаты предыдущих периодов финансовой деятель­ности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использо­вание денежных средств более эффективными методами.

Вопрос № 4. Место финансового права в единой системе российского права

Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

Конституционное право закрепляет основы организа­ции и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Оно закрепляет правовое положение личности, основы обществен­ного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государствен­ных органов и органов местного самоуправления. Конститу­ционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Конституционное право содержит нормы, непосредст­венно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, федеративное государственное устройство Рос­сии обусловило наличие бюджетных прав у субъектов Федерации

Финансовое право базируется и развивается на этих ос­новах, которые конкретизируются в финансовом праве.

Административное право регулирует общественные от­ношения в области государственного управления, осуществляемо­го органами исполнительной власти.

Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осу­ществляется в процессе государственного управления как деятель­ности органов исполнительной власти, финансовое и администра­тивное право используют сходные методы правового регулирова­ния, главным образом, метод властных предписаний.

При наличии сходства этих отраслей они различаются по предмету регули­рования. Отношения, которые непосредственно связаны с выпол­нением органами государственного управления функций по обра­зованию, распределению и использованию государственных де­нежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере ад­министративного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполни­тельной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и поря­док образования денежных фондов министерств, комитетов, ис­точники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюд­жетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регули­руются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функ­ций по мобилизации денежных средств в распоряжение государст­ва, их распределению и контролю за использованием. Админи­стративное право закрепляет структуру финансово-кредитных ор­ганов, организационные формы их деятельности, порядок назна­чения и увольнения должностных лиц и т.п.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена ком­плексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возни­кающие в процессе формирования и деятельности органов местно­го самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансово­го права, предметом которого являются отношения органов мест­ного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским пра­вом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

В связи с выполнением государственными и муниципальными орга­нами функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они в качестве юридических лиц вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономичес­кая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регу­лирования они не входят.

Нормы финансового права в данном случае устанавливают по­рядок мобилизации денежных средств в распоряжение государ­ства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса обра­зования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью ор­ганизаций и т.п.

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.

Выяснение особенностей финансового права, умение отграни­чить его от других отраслей права имеет существенное практичес­кое значение, так как способствует четкой организации финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юриди­ческих мер воздействия в необходимых случаях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: