double arrow

Административное правонарушение: признаки и юридический состав


Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

§ посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

§ в области охраны собственности;

§ в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

§ в промышленности, строительстве, энергетике;

§ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

§ на транспорте и в области дорожного движения;

§ в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;




§ в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;

§ посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

§ в области воинского учета.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемыеэлементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

§ объект;

§ объективная сторона;

§ субъект;

§ субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, какпротивоправное действие или бездействиеинаступившие вредные последствия.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, каквремя, место, способ, характер совершения деяния, егоповторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.



К роме того, в законодательстве различаютсяобщие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет,специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а такжеособые субъекты — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.

Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:
а) антиобщественность (общественная опасность);
б) противоправность;
в) виновность;
г) ответственность (наказуемость).
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.







Сейчас читают про: