Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек.
Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Жена пациента обратилась к сестре за советом в связи с его отказом от еды (последние два дня пьёт только воду).
Физиологические отправления без особенностей.
Задания:
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента.
|
|
2. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталон ответа к примеру 2
Нарушены потребности: есть, пить, отдыхать.
Настоящие проблемы пациента: снижение массы тела, утомляемость. Снижение аппетита, потребляет менее литра жидкости в сутки, отказывается от приёма пищи.
Потенциальные проблемы: риск развития обезвоживания.
Приоритетная проблема: отказывается от приёма пищи.
Цель:
Краткосрочная: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом) с первого дня лечения
Долгосрочная: к моменту выписки пациент будет регулярно принимать пищу, соблюдать питьевой режим.
План | Мотивация |
1. М/с будет проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. | Убедить в необходимости принимать пищу. |
2. М/с с помощью родственников разнообразит меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету. | Возбудить аппетит. |
3. М/с будет предлагать пациенту жидкость каждый час (тёплая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). | Профилактика обезвоживания. |
4. М/с будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой полужидкой калорийной пищей. Сестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента. | Возбудить аппетит. |
5. М/с с разрешения врача включит в рацион травяной чай для возбуждения аппетита, мясные и рыбные бульоны. | Усилить слюноотделение. |
6. М/с эстетически оформит прием пищи. М/с будет регулярно проветривать палату перед кормлением пациента. | Возбудить аппетит. |
7. М/с будет тщательно следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи растворами слабых антисептиков). | Обеспечить возможность принимать пищу через рот. |
8. М/с будет учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости, водный баланс ежедневно. По возможности сестра один раз в 3 дня будет взвешивать пациента. | Критерии эффективности проводимых мероприятий. |
Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель достигнута.
|
|
Литература
Основные источники:
Учебники
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.
3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Интернет ресурсы
1. «Основы сестринского дела» [электронный ресурс]. URL: https://medsestrichka.ucoz.ru/
2. Красноярский государственный медицинский университет [электронный ресурс]. URL: - https://krasgmu.ru/news.php
3. «Основы сестринского дела» [электронный ресурс]. URL: https://edomrachev.narod2.ru/
4. Федеральный центр образовательных ресурсов [электронный ресурс]. URL: https://fcior.edu.ru/
5. Видео коллекция медицинских материалов [электронный ресурс]. URL: https://www.med-edu.ru/
6. Медсестра организатор [электронный ресурс]. URL: https://nursemanager.ru/
Дополнительные источники:
1. Заветы Флоренс Найтингейл. История сестринског дела: Учебное пособие∕ Составитель Ф.А. Шакирова. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию, 2000.
2. Как правильно принимать лекарства. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 4 2005 г.
3. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестёр милосердия. – М.: Свято-Дмитриевское училище сестёр милосердия, 2001.
4. Работа медицинской сестры с лекарственными препаратами. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 4 2006 г.
5. Сестринский процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
6. Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
7. Теория и концептуальная модель: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
8. Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.
9. Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.
10. Этический кодекс медицинской сестры России. Ассоциация медицинских сестёр России, Санкт-Петербург 1996, составитель А.Я. Иванюшкин.
11. Ярцева Т.Н., Плешкан Р.Н., Собчук Е.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: – 4.I. – М.: АНМИ, 2005.