II. Основная часть. 1. Знакомство с темой занятия

1. Знакомство с темой занятия. Игра: «Один много».

Логопед: Разложите карточки с картинками перед собой и рассмотрите их. Назовите изображенные предметы.

Постройте из парных картинок цепочку так, чтобы ря­дом с картинкой, изображающей один предмет, находилась картинка, изображающая несколько предметов. Например: окна - заяц, зайцы - цветок, цветы - замок...

Картинки: окна, окно; заяц, зайцы; цветок, цветы; замок, замки; зонт, зонты; корова, коровы; глобус, глобусы; забор, заборы; звезда, звезды; пенал, пеналы; ручка, ручки.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

3. Запись слов из предыдущего задания парами и обозначение числа предметов (работа на доске)

4. Дифференииаиия предметов в форме единственного и множественного числа.

Логопед: Послушайте слова и запишите их (запись на ин­дивидуальных листах) в два столбика. Если слово обозна­чает один предмет, запишите в первый столбик, если слово обозначает несколько предметов - во второй.

Слова: воробьи, окна, кубик, гриб, кот, гусенок, петухи, письмо, дерево, стул, столы.

Логопед: Назовите к каждому слову пару по числу пред­метов.

5. Знакомство с неизменяемыми словами.

Логопед: Вы уже заметили, что слова-предметы могут быть в формах единственного и множественного числа и что слова изменяют свое звучание в зависимости от этого. Но есть такие упрямые слова, которые всегда звучат одина­ково: и когда обозначают один предмет, и когда обозначают много предметов.

К нам на занятие пришел ослик. Он собирает такие «уп­рямые слова», так как они напоминают ему самого себя.

Рассмотрите картинки и назовите такие слова, которые звучат одинаково как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Картинки: дом, весы, лыжи, санки, брюки, ножницы, лото, валенки, гусли, львята, кеды, пальто.

6. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

7. Работа по классификации предметов.

Логопед: Расставьте все карандаши по стаканам. (Логопед демонстрирует пособие «Карандаши»: на карточках в форме карандашей записаны, слова, на карточках в форме стаканов - обобщающие категории.)

Слова на карточках в Форме карандашей: щипцы, прят­ки, брюки, грабли, сливки, ножницы, опилки, год, солнце, неделя, каникулы, жмурки.

Слова на карточках в Форме стаканов: время, инструмен­ты, вещество, игра.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Брюки. Это предмет одежды.)

8. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Измените число существительных и запишите предложения. Назовите и подпишите число существитель­ных. Например: Лебеди и гуси готовились к отлету - Гусь и лебедь готовились к отлету.

В поле цветут колокольчик, ромашка и гвоздика.

Голодная лисица залезла в сарай.

Девочки пошли в лес.

В лесу были домики пчел.

Около стола стоит стул.

///. Итог занятия (задание 1, с. 24)

Логопед: Рассмотрите картинки и подпишите вопросы «КТО?», «ЧТО?» подними.

Картинки: черепаха, фрукты, жаба, обезьяна, слон, ухо, конфеты, весы.

Логопед: В форме какого числа стоит каждое из названий картинок?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: