Для генерации предложений по совершенствованию системы, для поиска новых возможностей необходимо сосредоточиться на объекте исследования, рассмотреть его с той или иной позиции, активизировать мышление. Для этого используются наводящие (контрольные) вопросы:
• Какие функции лишние (избыточные)? – И
• Какие функции дублируют друг друга (полностью или частично)? – Д
• Какие функции чересчур затратные? – З
• На какие функции выделяется недостаточно ресурсов? – НР
• Какие функции дают требуемый результат (эффективные)? – Э
• Какие функции не дают требуемого результата (неэффективные)? – НЭ
• Какие функции можно выполнять по-другому (возможны альтернативы)? – А
• Какие функции необходимо ввести, чтобы повысить эффективность системы (новые функции)? – Н
Для осуществления анализа строится таблица (табл.2.3), в которой перечисляются функции системы, проставляются их веса, знаком "+" отмечаются положительные ответы на контрольные вопросы.
Таблица 4 Итоговая таблица функционального анализа
| Функции | R | И | Д | З | МР | Э | НЭ | А | Выводы, Инвенции |
| Fn | + | + | + | Bn | |||||
| Новые функции | |||||||||
| Fm | |||||||||
| … | |||||||||
| … |
Дополнительно вычерчивается диаграмма (рис.10) сопоставления значимости и стоимости функций, которая позволяет выявить завышенные по затратам функции и функции по которым выделяется недостаточно ресурсов.
III. Креативный (творческий) этап
| Рис. 11. Диаграмма сопоставительного анализа важности и стоимости функций |
| Ri |
| C i |
| Fi |
Во многих случаях разделение последних двух этапов является весьма условным.
Следует отметить, что вслед за предложениями по изменению функций неизбежен переход к генерации предложений по совершенствованию структуры объекта (в данном случае предприятия) и его взаимоотношений с окружающей средой.






