Внутриполитическое состояние Советского общества после 1929 года. Массовая коллективизация страны, индустриализация. Репрессии

ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ АСД В РОССИИ. ЛЕКЦИЯ 5 ЦЕРКОВЬ АСД В ПЕРИОД С 1929 ПО 1959 гг.

ПЛАН

I. Внутриполитическое состояние советского общества после 1929 года. Массовая коллективизация страны, индустриализация. Репрессии.

[I. Изменение государственной политики в области религии. Законодательные акты от 1929 г.

III. Положение русской православной церкви и протестантских церквей в СССР после 1929 года.

IV. Церковь АСД в период с 1929 по 1959 гг.

1. Пленум союза АСД 1931 года.

2. Церковь АСД в период репрессий 30-х годов и

Отечественной войны.

3. церковь АСД в Прибалтийских республиках в период 1918-1940 гг.

4. Церковь АСД в послевоенный период. Организации послевоенного ВСАСДа.

5. Церковь АСД в период "оттепели".

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ 1929 ГОДА. МАССОВАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СТРАНЫ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ. РЕПРЕССИИ.

Осенью, 1929 года в стране произошел скрытый от глаз народа политический переворот. И, хотя форма власти оставалась прежней, хотя никаких новых программных заявлений не делалось и вообще никаких сколько -нибудь бурных событий не происходило, тем не менее, переворот этот был очень г л убоким.

После расправы над Н.И.Бухариным и его сторонниками, Сталин становится единовластным правителем в стране, насаждая командно-бюрократическую систему руководства. НЭП ббыл отброшен, как пережиток капитализма. Ноябрьский (1929 г.) пленум ЦК ВКП (б) определил задачи по новому! "форсирование процессов коллективизации и строительства совхозов", «форсирование развития индустрии". Была выдвинута утопическая установка дело построения социализма в стране пролетарской культуры может быть проведено в исторически минимальные сроки."

К концу 20-х годов более 80% населения России жило в деревне. Индустриализация вызвала значительное перемещение сельских жителей в города. С принятием первого пятилетнего плана развития народного хозяйства многие крестьяне стали переселяться в районы, где развивалась металлургическая, горная, машиностроительная промышленность и где испытывался недостаток рабочих рук - на Урал, Донбасс, Кузбасс, Южный и Центральный Казахстан и т.д. В порвавших с землей вчерашних крестьян, большая часть которых была неграмотной, вселялась вера в построение прекрасного общества, общества изобилия и справедливости. Активно велась политико-воспитательная работа. На каждом предприятии действовали красные уголки, ширилась сеть клубов и дворцов культуры. Высоко поднимался престиж рабочих профессий. Страна была увешана лозунгами, поощрявшими трудовой героизм народа. Новизна социалистических перемен перебивала в сознании людей неурядицы жизни, религиозные верования, заражая неистребимым желанием самим, своими руками построить "новый мир".

С 1929 года в стране начинается сплошная коллективизация деревни. Стремление выполнить план любой ценой порождало насилие. Тех, кто не хотели вступать в колхозы, объявляли кулаками или подкулачниками. Все они подвергались раскулачиванию, т.е. конфискации имущества и лишению свободы. Пострадали миллионы добрых тружеников, которые кормили страну. Деревня, лишившаяся стольких рабочих рук, начала приходить в упадок. В результате в 1932-33 гг. в ряде крупных районов разразился голод. Была введена карточная система распределения хлеба. По стране прокатывается волна вооруженных выступлений крестьян. Только за три первых месяца 1930 года их было более двух тысяч.

В 1932 году в СССР вводится паспортная система. Но паспорта выдавались лишь проживающим в городах, рабочих поселках, районных центрах, новостройках, совхозах, а также в 100-километровой полосе вдоль европейской границы СССР. Колхозники же (а к 1940 году 97% крестьян были насильственно объединены в колхозы) паспортов не получили и учитывались по спискам, которые составлялись в сельсоветах. Миллионы людей лишились возможности свободного изменения места жительства, оказавшись привязанными к колхозам. Такое положение просуществовало до начала 60-х годов.

К концу 20-х годов в стране складывается административно-командная система управления, известная как бюрократический централизм. "Верховным жрецом" ее становится Сталин. Он изображается пропагандой, как мудрый и безошибочно действующий вождь. В 1929 году впервые проводится шумное празднование 50-летия Сталина. К этому юбилею издается первый сборник статей в его честь. Роль Сталина в них безмерно преувеличивается и приукрашивается. Так начинает насаждаться сверху всеми средствами пропаганды культ личности. Происходит резкая деинтеллектуализация руководства страны. Сталин не столько возглавил, сколько обезглавил политическое руководство, окружив себя некомпетентными и неспособными руководителями. Более 70% секретарей райкомов и горкомов партии к началу 40 х годов имели лишь начальное образование, а среди секретарей обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик таких было 40 %.

Созданная Сталиным бюрократическая машина не могла мириться с каким бы то ни было проявлением инакомыслия. В конце 20-х годов начинаются репрессии. Мыслящая интеллигенции, специалисты старой школы инженеры, агрономы, экономисты объявляются шпионами и диверсантами и осуждаются. Начиная с 1929 года дела тех, кто был отнесен к "классово враждебным элементам", начали рассматривать так называемые "тройки" (первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и начальник местного отделения ГПУ).

Количество репрессий резко увеличивается в 1934 году после убийства С.М. Кирова. В этом же году ОГПУ было преобразовано в НКВД. Во главе этих органов стоял сначала Г.Г.Ягода, затем Н.И.Ежов и, наконец, Л.П.Берия. Первые два очень быстро были уничтожены недавно управляемой ими машиной. Лишь Берия пережил Сталина. На конвейер уничтожения были поставлены судьбы миллионов несправедливо обвиненных людей.

Вот в таких условиях в конце 20-х годов и формировалась политика советского государства в области религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: