1. Личные качества менеджера (образование, знания, возраст, опыт, характер).
2. Поведение менеджера (привычки, психология).
3. Среда принятия решения:
- определенность – руководитель осознает ожидаемые последствия реализации всех возможных альтернативных решений);
- риск – менеджеру известны вероятные результаты реализации каждой альтернативы);
- неопределенность – невозможно выяснить вероятностные последствия реализации любых альтернативных решений.
4. Информационные ограничения, которые определяются использованием управленческой технологии (метод обработки информации в целях выдачи решений). Виды информационных ограничений:
- стоимость дополнительной информации, которая должна быть выдана в ограниченный срок, быстро возрастает;
- объем информации, который может быть использован человеком в единицу времени ограничен;
- распределение информации во времени и скорости передачи ограничено;
- информация может искажаться лицом, принимающим решение, при восприятии какой-либо информации или в процессе ее обработки.
6. Ожидание возможных негативных последствий.
7. Возможность использования современных технических средств.
8. Наличие эффективных коммуникаций.
9. Соответствие структуры управления целям и миссии организации.
На предприятиях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений.
Классификация управленческих решений:
1. По длительности действия:
§ стратегические – касаются коренных проблем предприятия и рассчитаны на длительный период действия, решение перспективных задач;
§ тактические – обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года;
§ оперативные – связаны с достижением текущих целей и по времени рассчитаны на период, не превышающий месяца или квартала.
2. В зависимости от числа участников:
§ индивидуальные – принимаются руководителем единолично;
§ коллегиальные – принимаются коллективным органом управления;
§ коллективные – принимаются всем коллективом предприятия.
3. По степени обязательности исполнения:
§ директивные – разрабатываются высшими органами управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных текущих и перспективных проблем организации и предназначены для обязательного исполнения на ее низших уровнях.
§ рекомендательные – готовятся совещательными органами – различного рода комитетами. Их исполнение желательно, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает;
§ ориентирующие – предназначены для низших уровней управления, действующих в условиях относительной свободы от центра управления.
4. По способам принятия
§ интуитивное решение – имеет в своей основе предположение руководителя, что его выбор правилен. Это решение основывается на неформальной информации и интуиции «шестом чувстве» руководителя. Однако при этом следует учитывать, что верные интуитивные решения принимаются менеджерами, имеющими богатый опыт практической работы. При принятии таких решений очень велик риск ошибок, поэтому они допустимы лишь в крайних случаях, скорее как исключение, а не правило.
§ решение, основанное на суждениях – это выбор альтернативного варианта, сделанный на основе знаний и накопленного опыта. В этом случае человек сознательно сопоставляет настоящую информацию с аналогичными ситуациями в прошлом, пытается спрогнозировать последствия принимаемого решения и часто выбирает ту альтернативу, которая принесла успех в прошлом, или схожую с ней. Преимущества: простота и оперативность принятия. Недостатки: субъективность суждения руководителя; необходимость использовать предшествующий опыт иногда приводит к тому, что данный способ не применим в новых ситуациях или руководитель может упустить новую альтернативу, которая может быть более эффективной, чем имеющиеся варианты;
§ рациональное решение основывается на объективном анализе условий, в которых действует предприятие в настоящий момент
5. По степени определенности:
§ программируемые решения – связаны с достаточно часто возникающими в деятельности предприятия ситуациями, что позволяет менеджеру разработать правила принятия решений в будущем;
§ непрограммируемые решения связаны с уникальными, неопределенными и не структурируемыми ситуациями, которые имеют важное значение для деятельности предприятия.
6. По широте охвата:
§ общие – касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным подразделениями организации;
§ специальные – относятся к узким проблемам, присущим одному подразделению или группе работающих в нем людей.