Автоматизация проектирования – неотъемлемая составляющая современного научно-технического прогресса. САПР – процесс проектирования с использованием сложных средств машинной графики, снабженных специальными пакетами программного обеспечения.
Достоинствами автоматизации проектирования являются:
1) сокращение сроков проектирования;
2) повышение качества и точности чертежей;
3) возможность многократного использования чертежа;
4) специальные чертежные средства (графопостроители, принтеры, плоттеры);
5) интеграция проектирования с другими видами деятельности;
6) сокращение числа ИТР, занятых проектированием, так как повышается производительность их труда.
Средства САПР можно сгруппировать по видам обеспечения автоматизированного проектирования:
1. Математическое обеспечение САПР – это совокупность алгоритмов, математических моделей и методов.
Элементы математического обеспечения САПР чрезвычайно разнообразны.
2. Программное обеспечение – представляет собой совокупность всех программ и эксплуатационной документации к ним, необходимых для выполнения автоматизированного проектирования.
|
|
Программное обеспечение делится на общесистемное и специальное (прикладное). (Пакеты прикладного программирования).
3. Аппаратное (техническое) обеспечение – комплекс технических средств.
4. Информационное обеспечение – это базы данных, которыми пользуются проектировщики в процессе работы (нормативно-справочная документация, исходные и результирующие данные и т.п.). Различают специальные способы ведения информационного фонда САПР: использование файловой системы, построение библиотек, использование банков данных, создание информационных программ адаптеров.
5. Лингвистическое обеспечение САПР – его основу составляет совокупность языков программирования.
6. Методическое обеспечение – это документы, регламентирующие порядок эксплуатации САПР.
7. Организационное обеспечение – различные положения, инструкции.
Основные возможности системы AutoCAD:
- быстрая генерация рисунка;
- редактирование чертежа с целью исправления ошибок или внесения изменений;
- создание библиотек графических фрагментов;
- структурное представление чертежа как совокупности простых и сложных объектов, совокупности слоев;
- возможность разработки собственных команд и функций с помощью языка программирования Auto LISP;
- удобный вывод чертежей и их фрагментов на устройства получения твердой копии.
Изучение системы Автокад можно разбить на следующие этапы (рис. 7.1).
Автокад | |||||||
Графический редактор | Работа с внешними устройствами | Режим работы | Адаптация к прикладной области | ||||
Рис. 7.1
|
|
1. Освоение графического редактора, который поддерживает:
- рисование чертежа;
- редактирование чертежа;
- установку свойств примитивов (тип линии, цвет);
- работу с экраном (увеличить/уменьшить, освежить изображение).
2. Работа с внешними устройствами – вывод на принтер, использование дигитайзера, мыши.
3. В Автокаде используются два режима работы: диалоговый и пакетный.
Первый режим позволяет в графическом редакторе с помощью стандартного меню команд создавать изображение в диалоге.
Второй режим позволяет создавать, используя непосредственно систему команд Автокада, файл – пакет команд, после выполнения которых создаётся изображение на экране. Запустить на выполнение этот пакет команд можно с помощью специальной команды редактора.
4. Автокад можно адаптировать к прикладной области. При необходимости – модифицировать типы линий, создать свои штриховки, создать конфигурированное меню, библиотеки стандартных элементов.
Автокад – это оболочка, которую можно начинить и приспособить к любой области проектирования.
После входа в графический редактор экран монитора выглядит следующим образом (рис. 7.2).
Слой 0 Орто Шаг 0.000, 0.000 Статусная строка | Автокад |
ГРАФИЧЕСКАЯ ЗОНА | Блоки Дисплей Настрой Размер Редакт Рисуй |
Команда: Зона диалога (подсказок) |
Рис. 7.2
– Основная (центральная) часть экрана отведена под графическую зону (вывод чертежа).
По этой части экрана движется перекрестье, показывающее текущее значение координат точки (в центре перекрестья).
– В правой части экрана выводится экранное меню верхнего уровня, все команды которого невозможно одновременно разместить в этой ограниченной области. Поэтому экранное меню состоит из множества подменю.
Выбор какого-либо пункта меню вызывает появление на экране опций, относящихся к этой строке.
– Три строки в нижней части экрана используются для диалога: запросы, ввод команд и данных, подсказки.
– Верхняя строка имеет две функции:
1) строка состояния – текущее состояние режимов, имя слоя, текущие координаты;
2) вывод "падающего меню" при наведении на верхнюю строку перекрестья.