Статистическое измерение социально-экономических явлений

Цель: сформировать представление о методах обобщения статистических данных, их анализа и интерпретации; в частности, сформировать представление о средних величинах и показателях вариации как о взаимосвязанных показателях, отражающих основные особенности предмета статистики – однородность и варьирование единиц совокупности в разрезе изучаемой закономерности.

Задачи: научить студентов правилам построения статистических показателей, применять основные формы средних величин и показателей вариации, раскрывать содержание, условия применения и методику их расчета.

Статистический показатель как количественная характеристика социально-экономических явлений в единстве с их качественной определенностью.

Статистический показатель – это обобщающая количественная характеристика некоторого свойства статистической совокупности или ее части. Этим он отличается от признака(т.е. свойства, присущего единице совокупности). Например, средняя ожидаемая продолжительность жизни родившегося в 2010 году России поколения людей – статистический показатель. Продолжительность жизни конкретного человека – признак. Или средний возраст студента в группе на начало учебного года – статистический показатель и возраст конкретного студента данной группы – признак.

Выделяют следующие 4 атрибута статистического показателя: качественную сторону, количественную сторону, пространственные границы, временные границы.

· Качественная сторона (основание или содержание)отражает сущность изучаемого свойства статистической совокупности без указания места, времени и возможности определения числового значения. Определяется она понятиями, входящими в наименование показателя и связана с функцией, которую выполняет показатель. Основные функции статистического показателя:

- плановая (показатель в плане, норматив для данного показателя),

- отчетная (показатель в отчете),

- прогностическаяфункция, т.е. роль статистических показателей в предвидении будущего;

- оценочная функция заключается в том, что на основе статистических показателей люди, общество, государство оценивают деятельность предприятий, организаций, трудовых коллективов, правительства и т.д.;

- познавательная информационная;

- рекламно-пропогандистская.

Понятия, входящие в наименование показателя можно разделить на 2 группы: а) понятия чисто статистические и б) понятия, являющиеся предметом изучения других областей знания. Например, в приведенном выше показателе содержание определяется понятиями: средняя величина (статистическое понятие) и продолжительность жизни (понятие демографии).

· Количественная сторона включает методологию расчета (формулу), число и единицу измерения.

· Пространственные границы представляют территориальные, отраслевые и иные границы статистического показателя.

· Временные границы - это интервал или момент времени.

Классификация, виды и типы показателей, используемых при статистических измерениях.

По сущности изучаемых явлений выделяют объемные и качественные статистические показатели.

Объемные показатели характеризуют размеры явления или процесса, рассчитываются путем суммирования. Выделяют 2 вида объемных показателей: 1) показатели объема совокупности (например, общая численность студентов вузов), 2) показатели объема признака в совокупности (объем выпускаемой продукции за год). Объемные показатели выражается абсолютными величинами.

Качественные показатели характеризует размер явления или процесса в расчете на количественную единицу (человека, единицу объема выпуска и т.п.). Они измеряют не общий объем явления или процесса, а их интенсивность, эффективность. Как правило, они являются средними или относительными величинами. Например, цена, себестоимость, трудоемкость единицы продукции, производительность труда, средняя зарплата рабочих и т.п.

По степени агрегирования явлений статистические показатели подразделяют на единичные, частные и сводные.

Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют отдельные единичные процессы (изменение элементов сложного явления). Например, индивидуальный индекс цен.

Частные показатели характеризуют части совокупности.

Сводные или общие статистические показатели характеризуют совокупность целиком.

Правила построения статистических показателей.

Чтобы статистические показатели правильно отражали изучаемые явления, при их построении следуют правилам:

1) Опираясь на положения экономической теории, а также на статистическую методологию и опыт статистических работ, стремиться к тому, чтобы показатели выражали сущность изучаемых явлений и давали им точную количественную оценку.

2) Добиваться полноты информации как по охвату единиц изучаемого объекта, так и по комплексному отображению всех сторон протекаемого процесса.

3) Обеспечивать сравнимость статистических показателей. Условие сопоставимости показателей состоит в том, что при сопоставлении показатели должны отличаются не более чем одним атрибутов. Нельзя, например, сопоставлять (сравнивать) показатель добычи угля в США в 1980 г. с выплавкой стали в Российской Федерации в 1992 г.

4) повышать степень точности исходной статистической информации, на основе которой исчисляются показатели.

При построении статистических показателей используют различные измерительные шкалы. Измерительная шкала система чисел или иных элементов, принятых для измерения или оценки тех или иных величин. В определении шкал участвуют понятия равенства, порядка, расстояния между пунктами (интервалы), начала отсчета и единицы измерения. В зависимости от наличия или отсутствия этих элементов возникают различные типы шкал:

1. Номинальная шкала (шкала наименований).Число на номинальной шкале служит лишь для опознавания, играет роль ярлыка (метки). (Например, свойство «цвет глаз» может принимать следующие значения: серые, карие, зеленые, голубые и т.д., которым ставятся в соответствие следующие числа: 1,2,3,4 и т.д. Еще пример - классификатор отраслей экономики, категорий работников). К таким числам неприменимы обычные правила арифметики. Номинальная шкала обладает только свойствами симметричности и транзитивности. Симметричность означает, что отношения, существующие между градациями х1 и х2, имеют место и между х2 и х1. Транзитивность выражается в следующем: если х12, и х23, то х13. Примером измерения в номинальной шкале является классификация отраслей экономики, категорий работников и т.п.

2. Порядковая (ординальная или ранговая) шкала.Это шкала, на которой числа могут быть упорядочены. Однако определить и интерпретировать расстояние между числами на этой шкале невозможно. Например, показатель «качество продукции», принимающий значения: высшая категория (соответствие лучшим отечественным и мировым достижениям), первая категория (соответствие современным требованиям стандартов), вторая категория (морально устаревшая продукция) измеряются в ординальной шкале. Оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно также измеряются в ординальной шкале. Шкала порядка допускает операции: «равенство-неравенство», «больше-меньше».

Количественные (метрические) шкалы подразделяются на интервальные и пропорциональные.

Интервальная шкала (порядковая шкала с интервалом). Эта шкала позволяет не только установить порядок, но и определить интервал между числами. Величина интервала устанавливается по косвенным признакам, или на основе субъективных оценок. Интервальная шкала допускает операции: «равенство-неравенство», «больше-меньше», «равенство-неравенство интервалов» и операцию вычитания, на основе которой устанавливается величина интервала. По интервальной шкале измеряется календарное время, температура.

4. Пропорциональная шкала (отношений). Представляет собой интервальную шкалу с естественным началом отсчета (абсолютным нулем). Пропорциональная шкала в отличие от предыдущих шкал позволяет выяснить во сколько раз один признак больше или меньше другого. По шкале отношений можно измерить рост, вес, цену и т.д.

Метрические шкалы позволяют выполнять различные арифметические операции: сложение, умножение, деление. Такие шкалы – основа всевозможных статистических операций.

Статистические показатели могут выражаться абсолютными, относительными, либо средними величинами.

Абсолютные величины. Прямые и косвенные методы их измерения. Область их применения.

Абсолютными величинами выражаются объемные статистические показатели. Они являются именованными величинами, имеющими определенную размерность и единицы измерения. В зависимости от целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения.

Натуральные единицы измерения в большинстве своем соответствуют природным или потребительским свойствам предмета и выражаются в физических мерах веса, длины и т.д. Они могут быть простыми (тонны, штуки, литры, метры) и сложными, являющимися комбинацией нескольких разноименных величин (грузооборот на транспорте выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии – в киловатт-часах).

Наряду с натуральными применяются также условно-натуральные для соизмерения разнородных, но взаимозаменяемых по какому-либо свойству объектов, причем мера этого свойства и становится средством соизмерения. Например, разные виды топлива соизмеряются по условному топливу с установленной теплотворной способностью единицы веса 7000 ккал/кг.

Стоимостные единицы измерения используются, например, для выражения объема разнородной продукции в стоимостной (денежной) форме – рублях, долларах и т.п. В стоимостных единицах измерения выражают выпуск продукции, доходы населения.

В трудовых единицах измерения (человеко-днях, человеко-часах) учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического цикла.

Абсолютные величины могут быть положительными и отрицательными. Например, результат деятельности предприятия (прибыль/убыток).

Для их измерения применяют прямой и косвенный методы измерений. При прямом методе измерения искомая величина находится напрямую не прибегая к арифметическим расчетам:

- либо непосредственным наблюдением. (Пример: счет продукции в штуках, табельный учет численности работающих, хронометраж времени обработки, снятие показателей измерительных приборов).

- либо опросом. (Пример: переписи, оценка спроса на товары, социологическое изучение мотивов поведения, склонностей и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: