В методе «Шесть шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. | |
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? | |
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? | |
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? | |
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. | |
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. |
Пример.
Рефлексия преподавателей русского языка по тренингу «Введение в компетентностную педагогику» на курсах повышения квалификация в Костанайском областном ИПК
Красная Шляпа. 1. Какие возникли чувства после прохождения цикла? - напряжение, удивление, страх, уверенность; - осознание, негодование, удивление, восторг; - уверенность; - интерес, но и некоторое огорчение от того, что слишком мало времени для работы над этой проблемой; - ответственность за результат работы; - как это ново для нас!; - это совершенно новый взгляд на ученика и учителя в школе; - чувство отсутствия практических навыков и ущемленности в собственных знаниях по педагогике; - удовлетворение; - нужно шагать в ногу со временем; -чувство неполноценности меня и моих уроков (не беспокойтесь – я изменюсь!) | |
Желтая Шляпа. Почему это стоит сделать? - да! Знание и применение КП поможет улучшить качество обучения; -заставил задуматься; - раз нас беспокоит состояние школы сегодня, то стоит подумать над использованием КП; - Полезна как информация, но на практике еще не сработает; - очень полезен тренинг, т.к. помогает в понимании, что нужно для дальнейшего обучения; - да, теперь я знаю, как поставить цель урока. Она должна быть проще и конкретнее, чем та, которую нам предлагали раньше; - очень! Благодаря тренингу я получила основные понятия КП и смогу внести изменения в своей работе; - да! мои преимущества в том, что я теперь знаю немного больше моих коллег из школы | |
Черная Шляпа. 3.Какие вы видите недостатки в организации обучения? - нет образцовых ответов. Истина приходит после обсуждения, на которое тратится много времени; - мало времени; - мы еще не готовы к 100%-му использованию -не вижу никаких; - недостатков пока не вижу, т.к. не до конца понял всю систему КП; - еще не всем доступны некоторые средства (ТСО, например). | |
Зеленая Шляпа. 4.Какие новые идеи у вас возникли? - хочется пробовать в своей практике; - появились идеи разработки отдельных заданий к урокам; - побольше бы таких тренингов и всё это в практику и быстрее; - решение изменить учебный процесс; - повысить роль мышления, а не пассива; - не успели применить к себе; - идеи творчества | |
Белая Шляпа. 5. Какая нам нужна информация для дальнейшей работы? -как всё это выглядит на конкретном уроке; - нужны сборники заданий по КП; - всё, что необходимо на начальном этапе есть; - семинары о компетентности; - методическое пособие по использованию КП; --Нужно иметь сборник, в котором бы были изложены основы КП | |
Синяя Шляпа. 6.Чего мы достигли в процессе обучения? Что нужно сделать дальше? - в процессе обучения произошли открытия; - знаю – пробую – применяю; - несколько перестроить свой взгляд на процесс обучения; - узнали идеи КП, нужно научиться применять на практике; - мы достигли малого, только сработались в группе. А в школе мы работаем индивидуально; - я думаю, что нужно делать различные курсы, чтобы учителям было легче понять новые возможности в обучении и обучаемости; |