Краткая характеристика земельного фонда Российской Федерации

Территория Российской Федерации занимает 1709,8 млн. га и, кроме того, имеется 420 млн. га континентального шельфа. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все земли страны находятся в совместном ведении РФ и её 89 субъектов. На территории России сосредоточено 55% площади чернозёмных почв мира, 50% запасов пресной воды, 60% запасов древесины хвойных пород, 30% разведанных энергоносителей. До 1990г. весь земельный фонд страны находили в исключительной собственности государства. С 1990г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране признаётся равноправие государственной (федеральной и субъектов Федерации), муниципальной, частной и иных форм собственности на землю.

Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001г. № 101-ФЗ в (ст.2) предусматривал, что право собственности на землю у Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации этих прав. Основанием для государственной регистрации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые возникли такие права в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю. Закон также предусматривал основания, по которым земельные участки могли быть внесены в соответствующий перечень.

ФЗ «О внесении изменений… и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» №53-ФЗ от 17.04.2006г. признал ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю не действующим с 1.07.2006г. Вместе с этим внесены изменения в закон «О порядке введения в действие Земельного кодекса РФ» № 137 — ФЗ от 25.10.2001г. В п.10 ст. 3 указано, что:

распоряжения земельными участками осуществляются после регистрации права собственности на них. При этом отсутствие государственной регистрации права собственность на земельные участки, государственная собственность которых не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими;

распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;

распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена, в административных центрах и столицах субъектов РФ осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами Субъектов РФ распоряжение ими не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, Закон №137-ФЗ от 25.10.2001г. дополнен ст. 3.1, в которой чётко определено, какие земельные участки следует отнести к федеральной собственности, какие к собственности субъекта РФ, а какие к собственности поселений, муниципальных районов и городских округов.

В основе такого деления:

- земельные участки, занятые зданиями строениями, сооружениями соответствующей формы собственности (федеральной, субъекта федерации, муниципальной);

- земельные участки, предоставленные в установленном порядке соответствующим органам государственной власти или местного самоуправления, а также созданным ими казенными унитарными предприятиями, некоммерческим организациям;

- иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и изданными на их основе законами субъектов РФ.

В Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997г. с последующими изменениями и дополнениями дополнительно включена ст.30.1 о порядке государственной регистрации права собственности на землю.

Установлено, что регистрация права собственности на землю осуществляется на основе заявления исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении должно быть указано основание для возникновения права собственности на данный земельный участок. Перечень документов, необходимых для регистрации права собственности на участок определяет Правительство РФ.

По состоянию на 01.01.2003г. основная доля земельного фонда страны (1581,3 млн. га или 92,5%) находится в государственной и муниципальной собственности. В частной собственности граждан и юридических лиц находится всего 128,5 млн. га или 7,5% всего земельного фонда. При этом в частной собственности граждан их объединений находится 123,3 млн. га или 7,2%, а в собственности юридических — всего 5,2 млн. га или 0,3%. В частной собственности граждан в основном находятся земельные доли в составе земель сельскохозяйственного назначения — 112,7 тыс. га или 87,7% земель, находящихся в частной собственности граждан. Право собственности на эти земли оформлено, но в натуре они преимущественно не отграничены, что затрудняет реально ими распорядиться.

В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.7) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяют на категории, состав и площадь которых показаны в табл. 1.2. Порядок отнесения земель к категориям и перевода из категории в категорию определён Земельным кодексом РФ (ст.8) и ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»[38].

Исходя из принадлежности к той или иной категории земель, разрешённого их использования и в соответствии с зонированием территории, определяют правовой режим земель.

1.2 Распределение земельного фонда Российской Федерации по целевому назначению, по состоянию на 1.01.2005г.

Категории земель Площадь
тыс. га %
Земли сельскохозяйственного назначения 401,0 23,5
Земли поселений 19,1 1,1
Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информации, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения 16,7 1,0
Земли особо охраняемых территорий и объектов 34,2 2,0
Земли лесного фонда 1104,8 64,5
Земли водного фона 27,9 1,6
Земли запаса 106,1 6,3
Итого 1709,8  

Землями сельскохозяйственного назначения признают земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Их предоставляют для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей:

гражданам для ведения личных подсобных и фермерских хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства;

хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям;

некоммерческим организациям;

казачьим обществам;

опытно-производственным, учебным, учебно-опытным и учебно-производственным подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют:

- сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние плодово-ягодные насаждения, сенокосы, пастбища, залежь);

- несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, коммуникации, дворы, леса, древесно-кустарниковая растительность, под водой, зданиями и сооружениями) и др.,

- прочие, не используемые угодия (скотомогильники, овраги, пески, выходы коренных пород и др.).

В Земельном кодексе РФ и федеральном законе «О государственном земельном кадастре»[39] прочие земли не выделены, но реально они существуют и находят отражение в земельно-кадастровой документации. Правовой режим этих земель как резерв земельных ресурсов также не определён.

Изменение характера использования земли проявляется в том, что одновременно с расширением площади продуктивных земель постоянно происходит их изъятие для несельскохозяйственных целей. Во времени и пространстве такие изменения происходят неравномерно. При этом в законодательном порядке определен приоритет земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 15 Земельного кодекса РСФСР 1970г.[40] прямо было указано, что «земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего, должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям и организациям». Не допускалось и сокращение площади продуктивных сельскохозяйственных угодий. Согласно ст. 43 того же кодекса «уменьшение площадей… высокопродуктивных угодий, в том числе перевод их в менее продуктивные, не допускается». Земельным кодексом РФ 2001г. «приоритет охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве» отнесен к основным принципам земельного законодательства. Тем не менее, за период с 1965 по 1990гг. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилось на 47,3 млн. га, а только за 1991-1992гг. — на 18,8 млн. га. Всего за период реформы с 1990 по 2004гг. в структуре земельного фонда России произошли следующие изменения. Площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась на 238,3 тыс. га, в то же время увеличилась площадь лесного фонда на 207,7 тыс. га, земель поселений — на 11,5 тыс. га, земель особо охраняемых территорий и объектов — на 10,8 тыс. га, земель водного фонда — на 23,8 тыс. га. Значительное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения обусловлено переводом более 70 млн. га деградированных оленьих пастбищ в лесные угодья, возвратом колхозами в состав лесного фонда арендованных сельскохозяйственных угодий и передача части этих земель в ведение сельских Советов.

Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения в 1990г. были совхозы, которые занимали 467,3 млн. га или 73,1% этих земель и колхозы, занимавшие 139,5 млн. га земель или 21,8%. Под приусадебными землями на условиях вторичного землепользования было занято 2,3 млн. га, под коллективными садами и огородами-0,2 млн. га.

В процессе проводимой аграрной реформы колхозы и совхозы преобразованы в новые формы хозяйствования на земле: производственные кооперативы, акционерные общества и товарищества, унитарные сельскохозяйственные предприятия. Значительно увеличены площади земель граждан и их объединений для ведения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства.

Для обеспечения продовольственной безопасности страны решающее значение имеют сельскохозяйственные угодья, их качественное состояние. По состоянию на 1.01.2005г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйствования составила 220,7 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда. Основную долю сельскохозяйственных угодий занимает пашня (55,2%). Однако за годы земельной реформы площадь этих угодий неуклонно сокращается и за период с 1990 по 2005г. сократилась на 1,7 млн. га, в т.ч. пашни на 10,0 млн. га. В то же время площадь залежи увеличилось более чем в 12 раз — с 0,3 до 4,8 млн. га, что свидетельствует об элементарном прекращении обработки пашни. На 4,1 млн. га увеличена площадь естественных кормовых угодий.

Значительное сокращение сельскохозяйственных угодий связано с их изъятием для несельскохозяйственных целей, в т.ч. под коттеджное и дачное строительство. Только в 2002г. для этих целей было изъято 82,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий. При этом прежде всего сокращается площадь сельскохозяйственных угодий у производителей продовольствия. Только в 2002г. их площадь сократилась на 1078 тыс. га, в т.ч. пашни на 678,3 тыс. га. Использование сельскохозяйственных угодий по состоянию на 1.01.2005г. по формам сельскохозяйственных предприятий и организаций приведено в таблице 1.3. Использование земель гражданами и их объединениями показано в таблице 1.4.

1.3 Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями
и организациями Российской Федерации на 1.01.2005г.

Формы хозяйствования на земле С.-х. угодья, всего в т.ч. пашня
тыс. га % тыс. га %
Хозяйственные товарищества и общества 48154,3 33,9 33101,2 36,1
Производственные кооперативы 74722,3 52,6 47835,2 52,2
Государственные и муниципальные унитарные предприятия 11934,7 8,4   6,4
Научно исследовательские и учебные учреждения и заведения   1,5 1621,9 1,8
Подсобные хозяйства 1614,7 1,2 1054,4 1,1
Прочие предприятия, организации и учреждения 3386,5 2,4 2097,9 2,3
Общинно родовые хозяйства   - 0,2 -
Казачьи общества 108,7 - 71,5 0,1
Итого 142076,2   91672,3  

1.4 Использование сельскохозяйственных угодий гражданами
и их объединениями на 1.01.2005г.

Название хозяйствующих субъектов С.-х. угодья, всего в т.ч. пашня
тыс. га % тыс. га %
Крестьянские (фермерские) хозяйства 17016,2 38,4 13219,8 61,7
Личные подсобные хозяйства 6277,5 14,2 4420,3 20,7
Служебные наделы 80,8 0,2 15,3 -
Коллективные сады 1096,3 2,5 19,1 -
Коллективные огороды   0,9 415,6 1,9
Дачи 7,3 - 5,6 -
Участки индивидуального жилищного строительства 395,2 0,9 325,3 1,6
Коллективное животноводство 532,7 1,2 53,9 0,3
Участки для сенокошения и пастьбы скота 15253,5 34,5   5,8
Собственники земельных участков   1,3 409,7 1,9
Собственников земельных долей 2386,7 5,4 1146,5 5,3
Индивидуальные предприниматели, не образовавшие КФХ 200,5 0,5   0,8
Итого земель, используемых гражданами 44249,7   21440,1  

В составе сельскохозяйственных предприятий и организаций преобладают производственные кооперативы (54,3%), хозяйственные товарищества и общества (32%), правовой статус и организационная структура которых ещё находятся в стадии формирования. Не сложилась и форма их землепользования, система земледелия и специализации.

Помимо сокращения площади сельскохозяйственных угодий повсеместно наблюдается процесс деградации почвенного и растительного покрова, ухудшение их мелиоративного и культуртехнического состояния. Основными причинами деградации почвенного и растительного покрова в стране являются эрозия и дефляция почв, засоление и подкисление, зарастание мелколесьем, заболачивание и опустынивание, дегумификация почв, загрязнение нефтепродуктами и различными отходами производства.

По данным государственного учёта земель на 1.01.2005г. в Российской Федерации 17,8% площади сельскохозяйственных угодий подвержено водной эрозии, 8,4% — дефляции и 2,4%. — их совместному воздействию. Солонцовые и в различной степени засолённые почвы занимают 20,1% общей площади сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 6,8% площади пашни; переувлажненные и в различной степени засолённые почвы занимают соответственно 12,3 и 6,8%.

В связи с сокращением внесения в почву удобрений на пашне интенсивное развитие получили уменьшение гумусового слоя, уменьшение содержания гумуса и других питательных веществ в почве, разрушение структуры почвы.

Для сенокосов и пастбищ характерно увеличение заболачивания, зарастания мелколесьем и кустарником, сбитости и закочкаренности. В целом по России сбитость пастбищ достигла 27%, а по отдельным регионам идет активное опустынивание пастбищ.

За годы земельной реформы резко сократились площади орошаемых земель, объём выполняемых работ по осушению земель, улучшения их культуртехнического состояния. Это говорит о необходимости совершенствования управления земельными ресурсами и создания для этого нормативной правовой основы.

Важным рычагом в управлении земельными ресурсами является землеустройство, которое в соответствии с федеральным законом «О землеустройстве» от 18.07.2001г. №78-ФЗ включает:

- изучение состояния земель путём проведения геодезических и картографических изысканий, почвенных и геоботанических обследований, инвентаризации земель и оценки их качества;

- планирование и организацию рационального использования и охраны земель;

- территориальное землеустройство при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и их межевание;

- внутрихозяйственное землеустройство.

К сожалению, из указанных видов работ в процессе земельной реформы развитие получили только инвентаризация и оценка земель, межевание земельных участков. Частично ведётся обновление планово — картографической основы. Полностью прекращены работы по почвенному и геоботаническому обследованиям, внутрихозяйственному землеустройству планированию и организации рационального использования земель и т.д.

Информационной основой регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами является государственный земельный кадастр, под которым согласно закону «О государственном земельном кадастре» от 2.01.2000г. №28-ФЗ понимают: «Систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и прочно связанных с этими земельными участками объектов» (ст.1). Согласно ст.12 закона, Государственный земельный кадастр (ГЗК) содержит в необходимом объёме сведения о:

- земельных участках;

- территориальных зонах;

- землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;

- землях и границах субъектов РФ;

- землях и границах РФ.

Различают основные, вспомогательные и производные документы. К основным кадастровым документам относят Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые планы (карты).

Закон предусматривает порядок ГЗК и полномочия органов государственной власти (Федерации и её субъектов) и местного самоуправления. ГЗК ведут на русском языке и по единой для РФ методике. Но субъектам РФ предоставлено право вводить в ГЗК дополнительные сведения. Основу ГЗК составляет кадастровое деление территории на кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Первичный единицей кадастрового учёта является земельный участок, которому присваивают индивидуализированный кадастровый номер.

Постановлениями Правительства РФ от 18.02.1998г. №219 и от 23.12.1999г. №1429 утверждены «Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а постановлением от 6.09.2000г. № 660 утверждены «Правила кадастрового деления территории РФ» и «Правила присвоения кадастровых номеров земельных участков». В соответствии с этими нормативными актами приказом Госкомзема Республики Башкортостан утверждены границы и кадастровые номера районов и городов республики.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.10.2001г. №745 утверждена федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов, недвижимости (2002-2007 годы)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: