Тема. Автоматизация звука с в предложениях.
Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа и синтеза; уточнение и расширение словаря по теме "Домашние и дикие животные", "Детеныши животных", закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с в структуре предложения.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.
3. Уточнение словаря по теме "Домашние и дикие животные".
На доске изображения домашних и диких животных. Дети называют их и раскладывают картинки в две группы: справа — домашние животные, слева — дикие животные.
- В названии каких домашних животных слышится звук с!
- В названии каких диких животных произносится звук с?
4. Уточнение названий детенышей животных.
— Знаете ли вы, как называются детеныши животных? Сейчас мы это проверим. Сейчас мы будем играть в игру "Кто у кого?"
Детям раздаются картинки с изображениями животных и их детенышей.
- У кого из вас детеныши различных животных. Положите их к взрос
лым животным.
- А теперь назовите, кто у кого.
Дети называют по картинкам детенышей животных (у лисы —лисята, у свиньи — поросята и т.д.).
5. Употребление творительного падежа с предлогом.
На доске картинки, на которых изображены животные с их детенышами.
- Я буду называть картинки, а вы показывайте их.
—Покажите, где кошка с котенком, лиса с лисятами, кошка с котя
тами, свинья с поросятами, корова с телятами, коза с козлятами, овца с
ягнятами. (Предлог с акцентируется голосом.)
—Какое маленькое слово я часто повторяла? (с).
—Что значит Кошка с котенком! (Кошка с котенком — это кошка и
котенок, лиса с лисятами — это лиса и лисята....) Каким другим малень
ким словом можно заменить слово с! (Словом и.)
6. Изменение словосочетаний.
- Я буду называть несколько слов, а вы будете заменять слово и словом с. Например, я скажу мама и папа, а вы скажете мама с папой.
Предлагаются следующие словосочетания: волк и лиса, брат и сестра, хлеб и масло, лодка и весло, скамейка и спинка, стакан и песок, сом и усы, сумка и капуста, миски и сметана, бутылка и уксус, банка и фасоль, поднос и редиска.
7. Составление предложений по картинкам с использованием пред
лога с.
Кошка играет с котенком. Папа с Саней пилят дрова. Корова с теленком ест сено. Свинья с поросятами лежит на соломе. На столе стоит стакан с чаем.
8. Выделение из последнего предложения слова стакан и его графичес
кий анализ.
9. Назвать, с чем пьют чай.
- В стакан наливают чай. А с чем можно пить чай? (Чай можно пить с молоком, со сливками, с лимоном, с вареньем, с песком, с конфетами, с печеньем, с булкой, с пирожным,...)
10. Подведение итогов занятия.