Тема. Автоматизация звука с в предложениях.
Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа и синтеза; уточнение словаря по теме "Мебель"; закрепление в речи правильной формы существительных предложного падежа с предлогом в (значение местоположения) в структуре предложения.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.
3. Уточнение лексики по теме "Мебель".
На доске картинки: стол, стул, сковородка, шкаф, кровать, диван, кресло. Дети называют картинки.
- Какая картинка лишняя? Почему? (Картинка "Сковородка" убирается.)
- Как назвать одним словом все эти предметы? (Мебель.) В каких
словах произносится звук с? (Стол, стул, кресло.)
4. Анализ слова стул и составление графической схемы.
- Какие еще названия мебели подходят к этой схеме? (Стол, шкаф.)
Положите эти картинки к схеме. Сравним слова стол и стул. Чем отли
чаются эти слова? В слове стол какой гласный звук? (о). А в слове стул
какой гласный звук? (у).
|
|
5. Выделение слова в из словосочетаний.
На доске картинки: соль в солонке, ложка в стакане, книги в столе, капуста в сумке.
- Посмотрите на картинки, я назову их. А вы послушайте и найдите
маленькое слово, которое я повторяю. Я буду задавать вопрос где?
Логопед называет словосочетания, акцентируя голосом слово в.
— Какое слово я повторяла? (в). Что означает это слово? Что значит Ложка в стакане! Это где? (Внутри.) В— это внутри. Ложка в стакане значит ложка внутри стакана. Тетрадь в сумке — это значит тетрадь внутри сумки. Обозначим слово в вот так: кружок в квадрате: [5].
Схема предлога вывешивается на доске.
6. Выбрать картинки, на которых один предмет внутри другого.
На доске картинки: помидоры в миске, книга на столе, вода в ведре, сова в дупле, аист в гнезде.
- Назовите только те картинки, где один предмет находится внутри
другого предмета. (Дети называют словосочетания.)
- Какой вопрос можно поставить к этим картинкам? (Гд е?)
7. Уточнение окончаний предложного падежа с предлогом в.
- Послушайте, что произносится в конце этих слов: в ведре, в дупле,
в гнезде. Какой звук в конце этих слов? (е). Найдите букву е. (Буква е
ставится около этих картинок.)
- Послушайте, как произносятся другие слова: в лесу, в саду, в шка
фу. Какой звук в конце этих слов? (у).
8. Ответы на вопросы гд е? по картинкам:
7 Заказ 1190
- Где живет... (лиса, собака, сом, сова)?
— Где растет... (сосна, яблоня, фасоль, капуста)?
- Где покупают... (лекарство, газеты, сметану)?
9. Подведение итогов занятия.
8. Анализ предложения Сахар лежит на столе.
9. Фонематический анализ слова сахар.
10. Подведение итогов занятия.