Теория подмены

Завершенную теорию зависимого поведения создали психоаналитик и марксист Эрих Фромм и философ и социолог Жан Бодрийяр. Фромм сформулировал ее в книге «Иметь или быть», а Бодрийяр развил идеи Фромма в книге «Символический обмен и смерть». Обе книги вышли в 1976 году, и давно доступны отечественному читателю.

Существенно упрощая, можно сказать, что Фромм показал: человек потребительского общества подменяет смысл собственной жизни или бытия приобретением разнообразных вещей или идей. Идеи и знания мы тоже стараемся купить или получить, – поэтому они не интроецируются нами, как часть собственных убеждений или мировоззрения.

Жан Бодрийяр назвал вещи и идеи, которые правят нами, – «симулякрами». Сам этот термин восходит к философии Платона, поэтому историю антропологических взглядов на проблему зависимости можно начинать с философии античной Греции.

«Принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности», – писал Бодрийяр. «Принцип реальности» – термин Зигмунда Фрейда. Этот принцип был для Фрейда основным ориентиром всех процессов адаптации человека к стрессам и тревоге, которые готовит для него внешний мир. В современном мире, утверждал Бодрийяр, адаптироваться к реальности больше не нужно. Смысл нормальной человеческой жизни теперь заключается в обмене человеческого бытия на «симулякры», – иллюзии, которые реальность предлагает человеку в виде товаров. Человеку больше не нужно быть кем-то – ему нужно удачно «разменять» срок отпущенной ему жизни на ценные товары.

Современный человек, желая чувствовать собственную значимость, покупает престижные товары – огромный дом или дорогой автомобиль. С точки зрения «логики реальности», эти товары сами по себе не могут принести ни значимости, ни уважения окружающих, ни любви. Однако в современном мире человек, купивший огромный дом или огромный автомобиль, убежден в том, что заботу, уважение и любовь он тоже может купить. С точки зрения логики реальности, эта мысль абсолютно абсурдна. С точки зрения логики потребительского общества – абсолютно нормальна. Единственная проблема логики потребительского общества заключается в том, что все приобретенные символические или духовные товары, на поверку, окажутся симулякрами. Как только у покупателя кончатся деньги, вместе с ними исчезнут и любовь женщин, и уважение друзей и чувство собственной значимости.

Читателю этих строк несложно понять, что во всех предыдущих главах мы описывали психический механизм, с помощью которого человек из «принципа реальности» переходит в «принцип симуляции», то есть механизм зависимости человека от товаров-симулякров.

Опьяняющие вещества и Фромм, и Бодрийяр, разумеется, включают в свой перечень симулякров – товаров, приносящих иллюзорную значимость.

Разнообразие химических веществ, предлагаемых сегодня на черном рынке, отражает одну из главных тенденций потребительского общества по Бодрийяру. Разнообразие товаров и услуг создается этим обществом для того, чтобы человек не хватало времени на самопознание или выбор способа собственного бытия. Все время жизни потребителя должно быть заполнено выбором товаров и услуг.

Человеку больше не нужно что-либо знать или уметь, или задумываться о выборе собственного мировоззрения, – информационные товары и услуги сделают это выбор за него.

Человеку больше не нужно учиться преодолевать тревогу, стрессы и депрессии с помощью размышления и медитации. Вместо этого он может купить химические эмоции как в виде психотропных препаратов, так и в виде юридически запрещенных веществ.

Покупка – это простой обмен, простое действие, подменяющее сложные поиски своего собственного бытия.

Процесс приобретения «симулякра» (собственно симуляция) – это прямая подмена собственной потребности человека или его чувств тем или иным товаром.

Первую теорию химической зависимости сформулировал венгерский психоаналитик Шандор Радо в статье «Психические эффекты интоксикантов». Он писал: «Кризис возникает, когда «Я» склоняется на сторону страстного желания опьянения и, таким образом, приводит к переживанию фармакогенного оргазма все либидо, имеющееся в его распоряжении. Опьянение становится сексуальной целью. Как только это происходит, субъект падает жертвой пристрастия…

К сожалению, мне удалось наблюдать оргаистический эффект только у пациентов, принимающих опиум, в этом случае я предлагаю обозначить этот феномен…понятием “метаэротика”… Метаэротика не только разрушает генитальную потенцию; она также лишает ценности все другие пути достижения удовольствия, замещая их фарматоксическим оргазмом в качестве средства удовлетворения».

Фактически, Радо описывает опьянение опиатами как симулякр оргазма. И действительно, наркоманы, употребляющие опийные препараты, сексом не интересуются.

Выше мы пытались описывать универсальные механизмы проекции чувства инфантильного всемогущества на опьянение вообще. Еще раз повторю: я считаю, что это принципиально важно для нас, поскольку в реальной практике мы чаще имеем дело с самодельными смесями опьяняющих веществ, а не с химически чистыми психоактивными веществами. Тем не менее, стоит учесть, что химические вещества разных химических групп вызывают различные по форме состояния опьянения. Каждая из таких форм окажется упрощенной симуляцией естественных человеческих чувств и желаний.

Например, марихуана не вызывает ощущений, сходных с оргазмом. Зато она вызывает чувства, сходные с удовлетворенностью общением. Давайте представим себе, что люди, для которых главной ценностью является внешний вид, собираются вместе. Так как внутренний смысл даже своей собственной одежды их не интересует, темы для общего для разговора будут быстро исчерпаны. Тогда чувство удовлетворенности общением с легкостью подменяет (симулирует) курение марихуаны. Марихуана – коллективный наркотик. При ее индивидуальном употреблении существует большая вероятность негативных переживаний. Зато ее совместное курение в компании порождает взаимные чувства, сходные с чувством близости.

Детально аналогии между спецификой опьянения определенным веществом и естественными потребностями человеческой души я описал в книге «Человек зависимый». Поэтому, позволю себе привести здесь два рисунка, иллюстрирующих принцип симуляции или подмены. На первом изображена знаменитая «пирамида потребностей» экзистенциального психолога Абрахама Маслоу.

(илл. 1)

На втором автор попытался изобразить пирамиду симулякров, то есть тех специфических форм опьянения, на которые человеку удобно (просто) проецировать свои потребности и чувства.

(илл.2)

Главным определением химической зависимости, с точки зрения теории подмены, окажется примерно следующее: химическая зависимость – это попытка купить чувства вместо того, чтобы учиться их переживать, и обнаружение в потребительской культуре оправданий подобного способа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: