Финансы как инструмент рыночных отношений

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы — одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления кон­центрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порож­дающей появление финансов, является потребность государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, из­вестных мировой практике, характеризуется тем, что представ­ляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Являясь ча­стью рыночных экономических отношений, финансы одновре­менно выступают важным инструментом реализации государст­венной политики.

Рыночные отношения характеризу­ется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возни­кающая вне производственной сферы, — государственные (пуб­личные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в це­лом и его отдельных органов.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение вос­производственных потребностей и они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления.

Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т.д. Эти накопления служат стабилизатором эко­номических отношений, гарантом экономического суверени­тета государства, регулятором производства и инф­ляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масшта­бов общественного производства, содержание и развитие непро­изводственной сферы, обеспечение функционирования государ­ственной инфраструктуры, реализуются иные функции государ­ства.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью госу­дарственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, но они зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диа­лектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состо­ит именно в том, что только социальные и экономические при­чины порождают необходимость возникновения новых финансо­вых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Признаки финансов (системы денежных отношений):

а) складыва­ется всегда относительно денег или денежного эквивалента;

б) обусловлены управленческой ролью государства;

в) являются перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта;

г) безэквивалентные – не предполагают взаимообмена;

д) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

Эти признаки в единстве характеризуют сущ­ность государственных (публичных) финансов. Их отсутствие не позволит считать денежные отноше­ния финансовыми, это будут кредитные, по заработной плате, купле-продаже или иные, но не финансовые.

Федеративная природа Российского государства обусловли­вает наличие собственных функций, целей и задач у всего государства в целом и у субъектов РФ. Реализация компе­тенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответству­ющих региональных финансов.

Финансы субъекта РФ — это экономические отношения, свя­занные с аккумулированием, распределением и использовани­ем централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределе­ние валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворе­нием публичных потребностей в границах региона.

Финансы муниципальных образований - это собой экономические отношения, связанные с аккумулирова­нием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выпол­нения функций и задач местного самоуправления, а также деле­гированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего про­дукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования. Наличие этой особой кате­гории финансов вытекает из положений Конституции РФ и связано с признанием местного самоуправления как самостоятельного вида управления на уровне муниципального образования и его самостоятельности.

Публичные финансы (РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) являются единой категорией, что связано с:

а) фе­деративным устройством России в сочетании с самостоятельно­стью местного самоуправления;

б) единством денежной систе­мы, экономической, финансовой и таможенной политики;

в) единством государственной и муниципальной систем управ­ления и регулирования финансово-кредитной сферы.

На государственном уровне денежные средства мобилизуют­ся в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Значение имеют также финансы пред­приятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: