Совокупность взимаемых в любом государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Согласно части 1 статьи 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. В отличие от легального определения налога, содержащегося в утратившем силу Законе «О налогах и сборах», определение Налогового кодекса Республики Беларусь содержит точный перечень источников уплаты налогов, категории плательщиков и цель взимания налогов.
Исходя из определения налога, содержащегося в Налоговом кодексе Республики Беларусь, налог должен отвечать следующим признакам:
1) Безвозмездность. То есть уплата налога не обусловлена какими-либо встречными обязанностями со стороны государства и его органов.
|
|
2) Обязательность для плательщика. То есть возложение на плательщика обязанности по уплате налога и ответственности за неисполнение.
3) Определённость источников выплаты. Согласно этому принципу налоги и сборы могут взиматься только за счёт средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Взимание налогов за счёт средств, временно находящихся у плательщика в силу каких-либо обязательств, например ссуды или аренды, привело бы к дестабилизации гражданского оборота и повышению системного риска. Под системным риском понимается риск неисполнения обязательства одним субъектом, вызванный неисполнением обязательств его дебиторами.
4) Определённость зачисления. Налоги и сборы подлежат зачислению в республиканский и (или) местный бюджеты.
Наряду с определением налога статья 6 Налогового кодекса содержит определение сбора. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Отличительным признаком сбора (пошлины) от налога является их возмездный характер. Уплата того или иного сбора является основанием для совершения со стороны государственных органов в отношении плательщиков юридически значимых действий, либо выдачи специальных разрешений.
|
|
Налоги классифицируют по ряду оснований. По субъектам выделяют налоги, взимаемые с юридических лиц (НДС, налог на прибыль и т.д.), и налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с физических лиц). Выделяют также общие для юридических и физических лиц налоги - земельный налог, налог на недвижимость и другие.
В зависимости от характера использования налоги бывают общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные фонды и целевые бюджетные фонды.
По способу изъятия у плательщика или в зависимости от категории субъекта, на которого возлагается бремя уплаты налога, налоги подразделяются на прямые (налог на прибыль, налог на недвижимость) и косвенные (НДС и акцизы).
В зависимости от источника уплаты налога плательщиком различают: налоги, уплачиваемые из выручки (НДС, акцизы), относимые на себестоимость продукции (земельный налог, чрезвычайный налог и др.), уплачиваемые из налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль, налог на доходы). Источником уплаты косвенных налогов является исключительно выручка плательщика, так как суммы данных налогов предъявляются к оплате потребителям. Источником уплаты прямых налогов являются все остальные источники уплаты: затраты, относимые на себестоимость продукции, и прибыль.
В зависимости от государственного органа, который наделён компетенцией по установлению того или иного налога, различают государственные (общереспубликанские) и местные.
Государственные (общереспубликанские) налоги взимаются на основании республиканского законодательства (закона о бюджете на текущий финансовый год и иными актами законодательства), принимаемыми Национальным собранием Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь.
Местные налоги и сборы устанавливаются актами Советов депутатов областей и города Минска, при условии предоставления им права на установление конкретного налога или сбора законодательными актами Республики Беларусь. В этом проявляется унитарная форма государственного устройства Республики Беларусь. В отличие от субъектов ряда федеративных государств Советы депутатов областей в Республике Беларусь не могут по собственной инициативе устанавливать налоги и сборы.
От классификации налогов на государственные и местные следует отличать сходную по внешнему выражению, но различную по существу, классификацию налогов по другому основанию, а именно: по уровню бюджетной системы. В зависимости от уровня бюджетной системы, в который налоги и сборы подлежат зачислению, они подразделяются на республиканские, областные и местные.
Нередко государственные (общереспубликанские) налоги (по органу установления) отождествляют с республиканскими (по уровню бюджетной системы), а местные (по органу установления) с областными и местными (по уровню бюджетной системы). Это недопустимо. Иногда уровень государственного органа, который устанавливает налог, действительно совпадает с уровнем бюджетной системы, в который этот налог подлежит зачислению (например, налог на прибыль организаций, установленный законодательным актом высшего законодательного органа и зачисляемый в республиканский бюджет), но так бывает далеко не всегда. Так, подоходный налог с физических лиц установлен Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 «О подоходном налоге» и поэтому является государственным (общереспубликанским), в то же время этот налог подлежит зачислению в бюджеты областей и города Минска, поэтому по уровню бюджетной системы он является областным налогом. То же целиком относится и к земельному налогу, и к государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в суды общей юрисдикции.
|
|
К республиканским налогам относятся: НДС (часть передаётся на местный уровень), акцизы, налог на прибыль и другие.
К областным – подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог, единый налог и другие.
К местным - целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города или района.
Таким образом, налоги классифицируются по семи и более основаниям. Для полноты и всесторонности восприятия налоговой системы Республики Беларусь необходима некая общая классификация, учитывающая одновременно несколько ранее названных оснований.