double arrow

Содержание. © УО «гомельский Государственный университет имени Франциска Скорины», 2004

ББК 67. 404. 91 (4БЕИ) я73

ISBN

© Михайлов Д.И., 2004

© УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1 Понятие, предмет, метод и источники налогового права

Тема 2 Налоговое обязательство

Тема 3 Исполнение налогового обязательства

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 4 Обязательство по уплате НДС

Тема 5 Обязательство по уплате акцизов

Тема 6 Обязательство по уплате налогов на доходы и прибыль

Тема 7 Обязательство по уплате целевых и общих налогов юридическими и физическими лицами

Тема 8 Обязательство по уплате подоходного налога физическими лицами

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений налоги являются основным инструментом формирования финансовых ресурсов государства. Ушла в историю система государственных доходов СССР, предусматривавшая изъятие излишков прибыли предприятий в собственность государства. В тех государствах СНГ, где в результате массовой безвозмездной приватизации государственный сектор экономики сведён до минимума, налоги стали единственным инструментом формирования бюджетной системы. Республика Беларусь пошла по пути сохранения государственного сектора экономики. Тем не менее, и в Беларуси доля частной собственности на средства производства постепенно возрастает. По мере такого роста возрастает и значение налогов для формирования финансовых ресурсов. Современные негативные тенденции (международный терроризм, ухудшение экологической обстановки и т. п.) показали абсолютную несостоятельность тезиса «благополучие общества зависит только от благополучия каждого его члена». События конца XX и начала XXI века показали, что государства с малыми финансовыми ресурсами практически не могут эффективно выполнять внутреннюю правоохранительную функцию и внешнюю функцию обороны страны (территории, населения).

Для формирования значительных финансовых ресурсов государства необходима эффективная налоговая система.

Следует отметить, что самая экономически эффективная налоговая система не сможет в должной степени обеспечивать формирование финансовых ресурсов государства при наличии несовершенного налогового законодательства.

В связи с этим, налоговое законодательство является не менее важным фактором повышения эффективности налоговой системы государства, чем её экономическая составляющая.

При разработке актов налогового законодательства недопустимо:

- включение формулировок диспозиций, допускающих расширительное толкование соответствующих норм права;

- допущение пробелов в праве, влекущих необходимость применения правовых норм по аналогии.

Налоговое законодательство Республики Беларусь формировалось в предельно сжатые сроки. Почти все законодательные акты, регулирующие обязательства по уплате налогов, были приняты в декабре 1991 года. Сжатые сроки их разработки и принятия не способствовали высокой юридической технике и качеству данных актов. Первоначально налоговое законодательство Республики Беларусь имело не совсем чёткие диспозиции и некоторые пробелы. Основной законодательный акт, содержащий нормы общей части налогового права, – Закон от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах» вообще носил рамочный характер и не содержал нормы ряда важнейших правовых институтов налогового права. Со временем, данные недостатки постепенно устранялись. 15 ноября 2002 года была принята Общая часть Налогового кодекса. Данный законодательный акт установил ряд новелл налогового законодательства. В частности, впервые был закреплён законодательно термин «налоговое обязательство», был закреплен также правовой институт налоговой тайны, специальные правовые нормы, регулирующие особенности исполнения налогового обязательства ликвидируемых и реорганизуемых организаций и другие. Тем не менее, налоговое законодательство Республики Беларусь требует дальнейшего совершенствования.

Налоговое законодательство и его нормы являются предметом изучения налогового права, как науки.

Целью спецкурса «Налоговое право» является изучение налогового законодательства и приобретение навыков его применения.

На сегодняшний день остаётся открытым вопрос о статусе налогового права в системе национального права. Некоторые исследователи считают налоговое право самостоятельной отраслью права. В основе такой точки зрения лежит как сравнительная обособленность отношений, регулируемых налоговым правом, так и широкая распространённость данных отношений. По мнению другой группы исследователей, налоговое право является подотраслью финансового права. Данное мнение обосновано целью взимания налогов – формирование бюджетной системы государства. Отношения по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов государства являются предметом правового регулирования финансового права, следовательно, налоговое право является подотраслью финансового права.

Следует отметить, что спецкурс «Налоговое право» тесно связан с экономической дисциплиной «Налогообложение», изучающей налоги, методику и способы исчисления их сумм. Учитывая то, что порядок исчисления всех налогов и сборов регулируется нормативно-правовыми актами, некоторые вопросы «Налогового права» и «Налогообложения» могут частично совпадать. Но, вместе с тем, в рамках спецкурса «Налоговое право» невозможно и нецелесообразно рассмотрение отдельных аспектов исчисления сумм налогов, как-то: оценка отдельных объектов налогообложения, частные случаи изменения налоговой базы по отдельным налогам и другие. В рамках спецкурса «Налоговое право» необходимо рассмотрение только основных правил определения, корректировки налогооблагаемой базы, оснований осуществления налоговых вычетов и льгот по каждому виду налогов.

В данном Курсе лекций рассмотрены правовые нормы, регулирующие только порядок исчисления и уплаты общегосударственных налогов, имеющих наибольшее значение для формирования бюджетной системы. Они являются универсальными, то есть охватывают значительное количество плательщиков. К таким налогам относятся: НДС, акцизы, налоги на доходы и прибыль и другие.

В данном курсе лекций не рассмотрены вопросы уплаты государственной пошлины, таможенных платежей в торговом обороте общегосударственных и местных целевых сборов.

Вопросы обязательства по уплате государственной пошлины подлежат рассмотрению при изучении гражданского процессуального и хозяйственного процессуального права.

Вопросы, относящиеся к обязательству по уплате таможенных платежей, подлежат рассмотрению при изучении спецкурса «Таможенное право».

Необходимо отметить, что налоговое законодательство является одной из наиболее динамичных частей системы законодательства Республики Беларусь. В связи с этим, при изучении спецкурса «Налоговое право», необходимо брать во внимание нормативно-правовые акты, действующие в данный период, и соотносить информацию, изложенную в любом учебном пособии, в том числе и настоящем издании, с новыми положениями законодательства. В настоящем издании нормативные правовые акты приведены с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 сентября 2004 года.

Настоящий Курс лекций адресован в первую очередь студентам специализации «Правовое обеспечение бизнеса» специальности «Правоведение», но может быть использован также студентами экономических специальностей и всеми, кто интересуется вопросами налогового законодательства и его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: