Понятие, предмет и метод правового регулирования налогового права

Общественные отношения, которые возникают при установле­нии, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финан­сового права.

Совокупность финансово-правовых норм, регули­рующих общественные отношения по установлению, взиманию на­логов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях - внебюджетные целевые фонды, назы­вают институтом, подотраслью финансового права - налоговое пра­во.

Налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в связи с исчислением и уплатой сумм налогов и сборов в бюджетную систему и внебюджетные фонды и с осуществлением контроля за их уплатой.

Таким образом, предмет налогового права состоит из двух основных групп общественных отношений:

а) отношений, складывающихся по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджетную систему и внебюджетные фонды;

б) отношений, складывающихся по поводу осуществления контроля за полнотой и своевременностью уплаты сумм налогов и сборов в бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Налоговое право является подотраслью финансового права, так как обе группы отношений, регулируемых нормами налогового права, связаны с формированием, распределением и потреблением государственных денежных фондов. Все отношения, связанные с формированием, распределением и потреблением финансовых ресурсов государства являются предметом правового регулирования финансового права.

Вместе с тем, налоговое право – это достаточно обособленная часть норм финансового права. Отношения, регулируемые налоговым правом, занимают центральное место среди отношений по формированию финансовых ресурсов капиталистического государства. Отношения, складывающиеся по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов, требуют высшей степени детализированных правовых норм. При регулировании данных общественных отношений недопустимо применение норм права по аналогии, что вполне допустимо и целесообразно при регулировании имущественных и личных неимущественных отношений.

Поэтому, налоговое право – это весьма значительная по объёму группа правовых норм.

Несмотря на то, что налоговое право является подотраслью другой отрасли права, его нормы и правовые институты образуют общую и особенную части. Система налогового права, как и многих самостоятельных отраслей права, состоит из двух частей.

Общая часть налогового права включает в себя правовые институты, нормы которых регулируют отношения, складывающиеся по поводу исчисления и уплаты всех налогов, сборов, пошлин.

Общая часть, в частности, включает следующие правовые институты:

- институт налогового обязательства;

- институт налоговой ответственности;

- институт налогового контроля.

Особенная часть налогового права состоит из правовых институтов, нормы которых регламентируют отношения, складывающиеся по поводу исчисления конкретных видов налогов, сборов, пошлин, в том числе:

- институт обязательства по уплате налога на добавленную стоимость;

- институт обязательства по уплате акцизов;

- институт обязательства по уплате подоходного налога и другие.

Отличительной чертой налогового права является характер направленности правового регулирования в большей степени на защиту стабильности и полноты государственных финансовых ресурсов, главным образом, бюджетной системы и, в меньшей степени, интересов плательщиков налогов, сборов, пошлин. Приоритеты во взаимоотношениях налогоплательщика и госу­дарства отданы государству. Права плательщиков в области финансов основываются на принципе: минимум доверия – максимум контроля. Это проявляется в значительных полномочиях налоговых органов и в большом объёме обязанностей плательщиков. Например, налоговым органам предоставлено право на бесспорное взыскание сумм налогов и сборов за счёт ряда категорий активов плательщика. Эта черта присутствует в налоговых законодательствах большинства государств. В одних государствах эта особенность налогового законодательства выражена в большей степени, в налоговых законодательствах других – в меньшей степени. Но везде интересы государства защищены лучше, чем интересы плательщика. Это вызвано тем, что обеспечение равной или более высокой степени защиты прав и законных интересов плательщиков, по сравнению с интересами государства, повлекло бы дестабилизацию формирования финансовых ресурсов государства. Что, в свою очередь, повлечёт невозможность исполнения государством своих внутренних (экологической, социальной, экономической, правоохранительной) и внешних функций (обороны страны и внешних сношений).

Налоги являются трансфертными платежами плательщиков, которые аккумулируются в государственном бюдже­те и возвращаются плательщикам через предоставление об­щественных благ и услуг. В государствах, которые не способны обеспечить оборону своей территории, хозяйственная деятельность или невозможна, или же неэффективна.

Метод налогового права целиком обусловлен направленностью правового регулирования налогового права.

Под методом отрасли (подотрасли) понимается совокупность приёмов и способов, посредством которых она воздействует на регулируемые отношения.

В налоговом праве определяющим является административно-правовой (императивный) метод или метод власти и подчинения. Подавляющее большинство норм налогового права являются императивными, то есть предоставляют субъектам только один тип правомерного поведения, при отсутствии каких-либо альтернатив. В частности, у плательщика отсутствует право определять сроки уплаты обязательных платежей, изменять продолжительность налогового периода, право выбора приоритетного для него режима налогообложения из режимов предусмотренных законодательством.

Тем не менее, гражданско-правовой (диспозитивный) метод всё же присутствует при регулировании налоговых отношений. Некоторые нормы налогового права являются диспозитивными, то есть предоставляют плательщику несколько альтернатив правомерного поведения. Например, плательщику предоставлено право выбора учётной политики, при определении даты реализации товаров работ и услуг, для целей исчисления и уплаты НДС, акцизов и некоторых других налогов. Плательщик может осуществить отчуждение имущества, являющегося объектом налогообложения в любые сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: