Источники (формы) налогового права

Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире.

Основным источником налогового права в Республике Беларусь является нормативно-правовой акт. Роль других источников права, особенно при регулировании налоговых отношений, невелика.

Наибольшей юридической силой среди источников налогового права обладает Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 с изменениями и дополнениями. Статья 56 устанавливает обязанность по уплате налогов и сборов. Носителями данной обязанности являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Не все обязанности распространяются на всех субъектов права. Конституция устанавливает также основы бюджетной системы Республики Беларусь.

В 2001-2002 годах были проведены мероприятия по систематизации норм налогового права. Основным результатом этих мер явилась кодификация норм общей части налогового права, посредством принятия Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь 15 ноября 2004 года. Данный законодательный акт вступил в законную силу с 1 января 2004 года.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) состоит из 4 разделов, 11 глав и 89 статей. Налоговый кодекс регулирует все отношения, относящиеся к предмету правового регулирования норм общей части налогового права, за исключением отношений, складывающихся в связи с ответственностью плательщиков.

Налоговые правонарушения и меры ответственности за их совершение, на момент подготовки данного издания, нашли отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. №36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений». Срок действия данного законодательного акта ограничен датой вступления в законную силу Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», принятого 21 апреля 2003года. Налоговые правонарушения нашли отражение в главе 13 данного Кодекса.

Нормы особенной части налогового права Республики Беларусь, на момент подготовки настоящего издания, не кодифицированы. Становление налогового законодательства Республики Беларусь началось в конце 1991 года, тогда были приняты Законы Республики Беларусь, регулирующие отношения, складывающиеся по поводу исчисления и уплаты отдельных видов налогов. Все эти законы будут действовать вплоть до вступления в законную силу Особенной части Налогового кодекса, которая находится в стадии разработки. За 13 лет в названные выше законы были внесены значительные изменения. К законам, содержащим нормы особенной части налогового права, относятся следующие:

- Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 «О налоге на добавленную стоимость»;

- Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991 «Об акцизах»;

- Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991 «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций»;

- Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 «О подоходном налоге с физических лиц» и другие.

Кроме совершенствования налоговых законов, принятых в конце 1991 года в предельно сжатые сроки, по мере осуществления рыночных преобразований Республика Беларусь столкнулась с необходимостью установления и регулирования исчисления и уплаты новых видов налогов и сборов, в частности: налога на доходы в отдельных сферах деятельности, единого налога с индивидуальных предпринимателей и других. Новые виды налогов устанавливались актами Президента Республики Беларусь. В частности, к ним относятся:

- Декрет Президента Республики Беларусь от 23.12.1999 №43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 27.01.2003 №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» и другие.

Акты Совета Министров Республики Беларусь устанавливают ставки налогов и сборов, если ставки не установлены законодательными актами, либо установление ставок не отнесено к компетенции советов депутатов областей. Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются ставки следующих налогов, сборов (пошлин):

- акцизов;

- налога за пользование природными ресурсами (экологического налога);

- таможенной пошлины;

- государственной пошлины.

Среди актов министерств наибольшее значение для регулирования налоговых отношений имеют акты Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

К актам местных органов власти, регулирующим налоговые отношения, прежде всего относятся акты областных и Минского городского советов депутатов.

Министерство по налогам и сборам утверждает инструкции (методические указания) по исчислению и уплате отдельных видов налогов и сборов. Данные инструкции разрабатываются и утверждаются с периодичностью от трёх лет до одного года. Задачей данных инструкций является разъяснение и толкование норм налоговых законов.

Согласно статье 5 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров, ратифицированными Республикой Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

Среди международных соглашений, содержащих нормы налогового права, можно выделить две обособленные группы договоров:

- соглашения об установлении принципов взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при осуществлении экспортно-импортных операций;

- соглашения об устранении двойного налогообложения при взимании прямых налогов (налогов на доходы и прибыль организаций и подоходного налога с физических лиц).

К соглашениям об установлении принципов взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при осуществлении экспортно-импортных операций, в частности, относятся:

- Соглашение «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества независимых государств от 25 ноября 1998 года;

- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ)» и другие.

К соглашениям об устранении двойного налогообложения при взимании прямых налогов (налогов на доходы и прибыль организаций и подоходного налога с физических лиц), в частности, относятся:

- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бельгия «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и на имущество от 07.03.1995;

- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 22.12.1994 и другие.

ТЕМА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: