Изменение срока исполнения налогового обязательства

В соответствии с налоговым законодательством налоговое обязательство должно быть исполнено только в установленные законодательством сроки. Суммы налога, сбора (пошлины) должны быть перечислены в бюджет (фонд) не позднее сроков, установленных законодательством. Изменение срока исполнения налогового обязательства возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами.

На сегодняшний день правовая возможность изменения срока исполнения налогового обязательства предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2002 №493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Под изменением срока исполнения обязательства понимается предоставление уполномоченными государственными органами Республики Беларусь ряда мер государственной поддержки субъектов хозяйствования, а именно:

- налогового кредита;

- отсрочки либо рассрочки уплаты налогов и сборов.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2002 №493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.

Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Но, при этом, размер налогового кредита не должен превышать суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

Налоговый кредит не может быть предоставлен в отношении следующих платежей:

- по налогам, срок уплаты которых уже наступил;

- по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Указ Президента от 24.09.2002 №493 устанавливает два основания предоставления налогового кредита:

- угроза экономической несостоятельности (банкротства);

- сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

По первому основанию налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до трёх лет, а по второму - на срок от одного месяца до одного года.

Налоговый кредит предоставляется на условиях платности. Согласно Указу Президента от 24 сентября 2002 №493, за пользование налоговым кредитом субъекты хозяйствования уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

Отсрочка уплаты обязательных платежей в бюджет – это изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей с последующей единовременной уплатой суммы налогов.

Рассрочка уплаты обязательных платежей в бюджет – это изменение установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей с последующей поэтапной уплатой суммы налогов и пени (далее - рассрочка).

Основное отличие, как отсрочки, так и рассрочки уплаты сумм налогов и сборов от налогового кредита состоит в том, что они предоставляются на сумму задолженности по налогам. То есть отсрочка и рассрочка предоставляются в отношении сумм налогов, срок уплаты которых уже наступил, тогда, как налоговый кредит не может быть предоставлен в отношении этих сумм.

Отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены в отношении задолженности по уплате всех (или отдельных) налогов, сборов (пошлин), за исключением платежей в государственные целевые бюджетные фонды.

К таким сборам, в частности, относятся:

- сбор в Республиканский Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

- обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости и другие.

В соответствии с Указом Президента от 24 сентября 2002 года № 493 отсрочка и (или) рассрочка может быть предоставлена юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по четырём основаниям:

- угроза экономической несостоятельности (банкротства);

- сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);

- задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;

- наличие ущерба, причинённого в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом, отсрочка и рассрочка уплаты сумм налогов и сборов может быть предоставлена по тем же основаниям, что и налоговый кредит, плюс два других основания.

Согласно Указу Президента от 24 сентября 2002 года № 493, при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов и пени, в случаях угрозы экономической несостоятельности и наличия сезонного характера производства, на сумму налогов, уплата которых отсрочена, начисляются и уплачиваются проценты в размере 1/4 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. При предоставлении отсрочки и рассрочки по двум другим основаниям проценты не начисляются.

При нецелевом использовании суммы налогового кредита, отсрочки или рассрочки, субъекты хозяйствования утрачивают право пользования налоговым кредитом, отсрочкой (рассрочкой). В таком случае суммы налогов и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Налоговый кредит, отсрочка и рассрочка уплаты сумм налогов предоставляются по решению Президента Республики Беларусь, в порядке установленном Указом Президента от 24 сентября 2002 года № 493. Областные советы депутатов могут принимать акты о предоставлении налогового кредита, отсрочки и рассрочки по тем же основаниям и в том же порядке, только в отношении сумм налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: