Контроль за исполнением налогового обязательства

Контроль за исполнением налогового обязательства, именуемый налоговым контролем, регламентируется главой 9 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы и таможенные органы. Последние осуществляют налоговый контроль за исполнением налогового обязательства по уплате таможенных платежей.

Согласно статье 64 Налогового кодекса, налоговый контроль может осуществляться в следующих формах:

- учёт плательщиков;

- налоговая проверка;

- опрос плательщиков и других лиц;

- проверка данных учёта и отчётности;

- осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты налогообложения (объекты, используемые для извлечения доходов);

- другие формы.

Таким образом, перечень форм налогового контроля, установленный Налоговым кодексом, не является исчерпывающим.

Наиболее широко применяемыми формами налогового контроля являются: учёт плательщиков и налоговая проверка.

Налоговая проверка – форма налогового контроля, состоящая в осуществлении налоговыми органами (их должностными лицами) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты сумм налогов, сборов (пошлин).

Порядок проведения налоговых проверок регулируется Налоговым кодексом и Инструкцией «О порядке организации и проведения проверок налоговыми органами», утверждённой Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. №124.

Налоговые проверки подразделяются на виды в зависимости от сроков проведения, от места проведения, объёма проверяемых материалов.

Согласно статье 69 Налогового кодекса, налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановая налоговая проверка – проверка, проводимая в заранее установленные сроки, которые доводятся до проверяемого плательщика. Такая проверка проводится на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых руководителем (его заместителем) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Плановые налоговые проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в год.

Внеплановая налоговая проверка – проверка, проводимая при отсутствии заранее установленных сроков её проведения по определённым основаниям либо по поручению органов установленных законодательными актами.

Внеплановая налоговая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления плательщика.

Согласно статье 69 Налогового кодекса, внеплановая налоговая проверка может быть проведена налоговым органом по поручению следующих государственных органов и должностных лиц:

- Президента Республики Беларусь;

- Правительства Республики Беларусь;

- Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь;

- правоохранительных органов;

- судов.

Внеплановая налоговая проверка, как правило, проводится без предварительного уведомления плательщика (иного обязанного лица).

Внеплановая налоговая проверка может быть проведена также по поручению руководителя налогового органа при наличии следующих оснований:

- наличие сведений и фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;

- непредставление к установленному сроку налоговой декларации (расчета) или других документов, необходимых для налогообложения;

- возникновение необходимости проверить или уточнить сведения, полученные при проведении предыдущей налоговой проверки плательщика или другого лица, состоящего в правовых отношениях с этим плательщиком;

- реорганизация или ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. И по другим основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

В зависимости от места и порядка проведения, налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральными и выездными могут быть, как плановые, так и внеплановые налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

Целью камеральной проверки является, прежде всего, выявление ошибок в декларациях (расчётах), допущенных плательщиком (его сотрудниками) по неосторожности, том числе неправильное определение налоговой базы, неправильное применение льгот или ставок вследствие недостаточной квалификации специалистов плательщика-организации, ошибки в расчётах и так далее. Нарушения, допущенные умышленно, на сегодняшний день, представляют собой сложные схемы, основанные на заключении мнимых и притворных сделок, ведении двойного учёта и поэтому, как правило, не могут быть выявлены посредством камеральной проверки.

Целью камеральной проверки также является проверка соответствия стоимости чистых активов плательщика установленному в учредительных документах размеру уставного фонда.

Выездная налоговая проверка – это проверка, проводимая по месту нахождения плательщика.

Задачами данной проверки являются:

- изучение полноты и правильности отражения плательщиком в бухгалтерском учете операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин);

- последующее сравнение определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган.

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.

Выездные проверки, в зависимости от объёма объекта проверки, подразделяются на комплексные и тематические.

Комплексная выездная налоговая проверка – проверка, направленная на изучение вопросов уплаты всех налогов, обязанность уплаты которых возложена на проверяемого плательщика.

В соответствии с Инструкцией «О порядке организации и проведения проверок налоговыми органами», в ходе комплексной налоговой проверки могут изучаться вопросы, относящиеся к уплате всех налогов и сборов за два периода:

1. За период, с даты государственной регистрации плательщика, до даты проведения проверки. Комплексная проверка полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за такой период может быть проведена в случае, если плательщик не проверялся налоговыми органами с момента регистрации, либо с даты фактического начала предпринимательской деятельности.

2. За период, с даты, установленной законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов), перед датой начала текущей выездной проверки.

Тематическая выездная налоговая проверка – это проверка, направленная на изучение вопросов уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), а также других вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов.

В зависимости от количества и видов проверяемых субъектов, выездные налоговые проверки подразделяются на рейдовые, выездные и встречные выездные налоговые проверки.

Встречная выездная налоговая проверка – это проверка, проводимая в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика сделок и иных хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика записей, документов и фактических данных, с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Конечной целью встречной проверки является выявление фактов сокрытия, занижения налоговой базы, совершённых посредством заключения мнимых и притворных сделок.

Например, две организации заключили сделку о возмездном оказании услуг. Одна организация перечисляет денежные средства со своего счёта, а другая сторона, вместо оказания предусмотренной договором услуги, передаёт первой организации такую же сумму наличных денежных средств. Действительной целью такой притворной сделки, без намерения оказать услугу, является:

- для первой организации – нелегальный обмен безналичных средств на сумму наличных денежных средств («чёрную наличность»), которую затем можно будет не включать в выручку от реализации продукции;

- для второй организации – возникновение дополнительных затрат, относимых на себестоимость, на самом деле ею не осуществлённых.

Рейдовая выездная налоговая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками, в части хозяйственной деятельности непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств, при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ.

Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с:

- приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов);

- производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг);

- хранением и перемещением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов.

Целью рейдовой проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций; установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия); сбор оперативной информации; проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

Согласно статье 78 Налогового кодекса, по итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт или справка.

Акт налоговой проверки составляется при выявлении в ходе проверки нарушений налогового законодательства.

Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства.

Справка составляется и выдаётся плательщику при отсутствии выявления нарушений в ходе проверки.

Не требуется составления справки, при отсутствии нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе камеральной проверки.

В таком случае должностным лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся в компьютерную базу данных, и на представленных плательщиком налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняется запись: «Проверено» и личная подпись.

Акт или справка налоговой проверки подписывается должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку и следующими лицами:

- руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации;

- лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого плательщика.

Плательщик (иное обязанное лицо) вправе подписать акт с указанием возражений по акту налоговой проверки. Возражения по акту налоговой проверки представляются плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган, проводящий налоговую проверку, не позднее пяти рабочих дней со дня вручения ему акта налоговой проверки. По истечении установленного пятидневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Сам акт налоговой проверки непосредственно не влечёт для плательщика правовых последствий, выявленных в ходе проверки нарушений, в частности: взыскание неуплаченных сумм налогов, применение экономических санкций, восстановление документов бухгалтерского учёта и другие.

Для применения к плательщику мер ответственности и мер, направленных на устранение выявленных нарушений, по акту налоговой проверки руководителем налогового органа принимается решение.

Решение руководителя налогового органа должно быть вынесено не позднее тридцати дней со дня получения материалов налоговой проверки.

От налоговых проверок следует отличать проверки финансово-хозяйственной деятельности, проведение которых возложено законодательством на налоговые органы.

Проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц - способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, а также способ контроля за соблюдением ими иного законодательства, за исключением контроля, в процессе которого осуществляется правильность исчисления и уплаты налогов.

В целях сокращения числа проверок одного и того же плательщика (иного обязанного лица) налоговые органы, как правило, совмещают проведение налоговой проверки с проверкой финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций и физических лиц. Такая проверка является выездной проверкой.

Целью проверки финансово-хозяйственной деятельности является проверка соблюдения организациями и (или) физическими лицами законодательства о прядке осуществления хозяйственной деятельности, в том числе:

- законодательства, регламентирующего порядок обязательной продажи части валютной выручки;

- законодательства о лицензировании;

- законодательства, регулирующего порядок расчетов между субъектами предпринимательской деятельности;

- законодательства, регулирующего порядок осуществления посреднической деятельности при продаже товаров;

- законодательства о получении и использовании иностранной безвозмездной помощи;

- проверка других вопросов, контроль за которыми возложен на налоговые органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: