Понятие НДС. Объект налогообложения НДС

НДС – это общегосударственный, косвенный налог, взимаемый с каждого акта продажи товаров, работ и услуг.

Для правильного понимания вопросов возникновения, изменения и прекращения обязательства по уплате НДС необходимо назвать экономические признаки данного налога:

1. НДС – это косвенный налог. То есть его сумма, включается в отпускную цену товара работы или услуги.

2. НДС – это многоступенчатыйналог. То есть он взимается на всех стадиях изготовления товаров, выполнения работ и оказания услуг. Налогообложению подлежит любая сделка, является ли её предметом сырьё, материалы или полуфабрикаты, либо готовая продукция.

3. НДС – это универсальный налог. Он взимается при совершении почти всех сделок и иных хозяйственных операций с любыми товарами, работами и услугами, в том числе и при совершении внешнеэкономических сделок.

Последние два признака НДС позволяют обеспечить налогообложение во всех сферах хозяйственной деятельности и на всех стадиях производства. Доходы бюджетной системы, в виде сумм НДС, относительно независимы от изменений конъюнктуры рынка, роста объёма реализованной продукции одних отраслей при падении объёма реализации продукции других отраслей. Главный фактор, от которого зависит размер доходов бюджетной системы в виде сумм НДС, – это наличие в стране устойчивого платёжеспособного спроса на продукцию плательщиков НДС и спроса на данную продукцию за рубежом. Это связано с тем, что экономическое бремя уплаты НДС ложится на конечного потребителя продукции, в качестве которого выступают, главным образом, физические лица. Производители, переработчики и продавцы продукции, являясь «де юре» плательщиками НДС, «де факто» являются всего лишь своеобразными сборщиками НДС. Ответ на вопрос, почему так происходит, будет изложен ниже. Таким образом, размеры бюджетных доходов, в виде НДС, во многом зависят от размеров доходов физических лиц, которые обеспечивают платёжеспособный спрос на продукцию. В этой связи представляет интерес опыт социальной защиты населения в скандинавских странах. Значительные социальные пособия физическим лицам являются не только бюджетными расходами, но и фактором, стимулирующим рост производства. В государствах, где уровень жизни невысок, 60 – 70 % населения находится у черты бедности, либо за этой чертой, НДС не столь эффективен. Незначительное количество лиц, обладающих крупными капиталами, не могут являться потребителями всех видов продукции производителей данного государства.

На наш взгляд, государствам с невысоким уровнем достатка у большинства населения, целесообразно снижать ставки НДС, а недостаток бюджетных средств восполнить за счёт увеличения ставок налогов на доходы и имущество.

Согласно классификации, принятой Организацией экономического сотрудниче­ства и развития, НДСвходит в разряд налогов на потребление.

В настоящее время НДС используется в большинстве европей­ских государств, во всех странах ЕС, Японии, Бразилии, странах Юго-Восточного региона, Африки и Америки.

Теоретическим объектом налогообложения НДС является добавленная стоимость, которая представляет собой часть выручки по сделкам, включающая в себя балансовую прибыль и две группы затрат, а именно: фонд оплаты труда работников и средства, направленные на амортизацию основных средств. На практике добавленная стоимость не выделяется для целей исчисления НДС.

Согласно Закону Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19 декабря 1991, объектом налогообложения НДС являются обороты по реализации товаров работ и услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь.

Наряду с оборотами по реализации продукции, объектом налогообложения НДС являются следующие обороты:

1. Обороты по передаче внутри предприятия для собственных нужд произведённой и приобретённой продукции, за исключением:

а) оборотов по передаче продукции в целях последующего использования в качестве основных средств и нематериальных активов;

б) оборотов по передаче продукции для собственного потребления непроизводственного характера;

2. Обороты по передаче внутри предприятия для использования в качестве основных средств и нематериальных активов товаров собственного производства. Например, автомобильный завод направил десять выпущенных им автомобилей своим структурным подразделениям для доставки сырья и материалов. А в том случае, если бы данные автомобили были приобретены у другого предприятия, то их передача для использования, в качестве основных средств, не облагалась бы НДС.

Обороты по передаче продукции внутри предприятия сделками не являются, но являются хозяйственными операциями, так как они влекут стоимостные изменения товарно-материальных ценностей.

3. Обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности.

4. Обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг).

5. Обороты по реализации услуг по сдаче объекта аренды (лизинга) в аренду (лизинг). В данном случае суммой оборота будет являться совокупность сумм арендной платы, которую арендатор, согласно договору и гражданскому законодательству, обязан уплатить арендодателю.

6. Обороты по передаче объекта аренды (лизинга) в аренду (лизинг). В данном случае суммой оборота будет являться контрактная стоимость имущества, передаваемого в аренду.

7. Иное выбытие продукции из владения организации, в том числе, и убыль продукции сверх установленных норм естественной убыли продукции при нормальных условиях изготовления, хранения и транспортировки. Превышение таких норм может иметь место в следующих случаях:

- в результате хищений;

- в результате порчи имущества вследствие ненадлежащих условий хранения и транспортировки.

Норма Закона «О налоге на добавленную стоимость», которой убыль продукции была отнесена к облагаемым НДС оборотам, является превентивной нормой, направленной на предупреждение налоговых правонарушений, связанных с сокрытием (занижением) налоговой базы. Отсутствие данной нормы права неизбежно повлекло бы многочисленные инсценировки хищений, утрат продукции в связи с недостатками условий хранения. И вся эта «похищенная», «утраченная» продукция была бы реализована без отражения в учётных документах и без налогообложения. Раскрытие данного правонарушения представляло бы сложнейшую задачу для налоговых и правоохранительных органов. А при заведомом обложении НДС любого рода убыли продукции (независимо от причин) названные действия по сокрытию налоговой базы просто утрачивают экономический смысл.

8. Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Данный облагаемый НДС оборот относится к предмету правового регулирования таможенного права.

В рамках курса налогового права необходимо дать определение двум принципам взимания НДС при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таковыми являются:

- принцип страны назначения;

- принцип страны происхождения.

Применение государством принципа страны назначения означает, что НДС взимается при импорте (ввозе товаров на таможенную территорию) и не взимается при экспорте (вывозе товаров с таможенной территории).

Применение государством принципа страны происхождения означает, что НДС взимается при экспорте товаров и не взимается при импорте товаров.

Республика Беларусь при импорте (экспорте) товаров из большинства государств (в большинство государств) осуществляет взимание НДС по принципу страны назначения. Исключение в этом составляют экспортно-импортные операции в Российскую Федерацию (или из Российской Федерации). К данным операциям Республика Беларусь, на условиях взаимности,применяет взимание НДС по принципу страны происхождения (страны вывозы). Однако на момент подготовки настоящего издания между Республикой Беларусь и Российской Федерацией ведутся переговоры на высшем уровне о замене принципа страны происхождения принципом страны назначения при осуществлении экспортно-импортных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: