Большинство из имеющегося на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе монографий, справочников и энциклопедий, мало доступно психологам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в системе специального образования, с другой — для их реализации нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение.
Предлагаемые в данном разделе программы зарекомендовали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находящиеся в группах риска по социально-психологической и образовательной дизадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специального образования, в том числе образовательных центров Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и ме-Дико-социальной помощи, могут быть также использованы Психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, открываемых при психолого-медико-педагогических кон-Ультациях и комиссиях разного уровня.
|
|
Весь комплекс предлагаемых в данном разделе программ условно можно разделить на группы, различающиеся глуби-°и проникновения в структуру психического развития.
Исходя из этого, коррекционные психологические програ мы разделяются на:
• программы, ориентированные непосредственно на причины на
блюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную
ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых
систем)1;
• программы, мишенью воздействия которых является уровень ба
зовых составляющих психического развития (формирование и
гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых со
ставляющих: произвольной регуляции психической активности-
пространственных представлений; базовой аффективной регу
ляции);
• симптоматические коррекционные программы, воздействие ко
торых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные
феномены отклоняющегося развития.
К первой категории в первую очередь следует отнести коррекционные программы, основанные на нейропсихологичес-ком подходе:
• программу комплексной нейропсихологической коррекции и
абилитации (по А.В. Семенович);
• методику формирования программирования, произвольной са
морегуляции и контроля за протеканием психической деятель
ности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести:
|
|
• программу формирования произвольной регуляции психической
активности (программа ФПР);
• программу формирования пространственных представлений
(программа ФПП)2;
• программу формирования базовой аффективной регуляции (гар
монизации уровневой регуляции аффективной сферы по систе
ме О.С. Никольской).
1 Совершенно очевидно, что коррекция нейробиологических особенное
развития ребенка (фактически лечение) не может быть осуществлена ни D
хологом школы, ни каким бы то ни было другим, пусть даже высокопроЧ
сиональным, специалистом. Это прерогатива врача. ^.«i
2 Эти программы являются авторскими разработками Н.Я. Семаго [107;
Среди программ третьего типа (симптоматической направ-енности) представлены коррекционно-развивающие программы:
# арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арт-
терапия;
, формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста;
# развитие самосознания через психологическую сказку.
Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков:
1) коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятель
ности;
2) коррекция эмоционального развития ребенка в целом;
3) психологическая коррекция поведения детей и подростков;
4) коррекция личностного развития (в целом и отдельных его ас
пектов).
Необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов — врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного образования. Причем, чем более выражена органическая причина отклоняющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отягощающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дизадап-тацию в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на °пределенных этапах работы могут быть привлечены лого-ПеД, дефектолог, педагог дополнительного образования. Имен-Но таким образом реализуется междисциплинарный принцип КоРрекционной работы команды специалистов, индивидуали-3иРуется вся система сопровождения ребенка в образователь-н пространстве.
2.2. Организационные аспекты проведения психологической коррекции
Можно сформулировать наиболее важные параметры пси хологической коррекционной работы, относящиеся к ее орга низационной стороне. К таким параметрам следует отнести-
• форму проведения коррекционной работы;
• продолжительность и режим занятий;
• подбор и комплектацию групп.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется в первую очередь структурой психического развития ребенка (профилем сформированности базовых составляющих), возрастом и выраженностью аффективных проблем ребенка. Действительно, именно поведение ребенка зачастую становится основным препятствием групповой работы. Кроме того, индивидуальные занятия необходимы в том случае, если ребенок усваивает материал значительно медленнее, чем большинство детей в группе. Существуют и другие показания для проведения индивидуальной работы, которые определяются психологическим диагнозом, выраженностью имеющихся особенностей развития.
При групповой работе должна быть определена наполняемость групп для каждой конкретной коррекционной программы. Наши представления об оптимальной наполняемости групп для детей разного возраста и временные нормативы при использовании авторских программ формирования произвольной регуляции и пространственных представлений приведены в таблицах 1-4 в п. 3.3 главы 3 данного раздела.
|
|
Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. В большинстве случаев оптимальными являются занятия два раза в неделю. Это не исключает й других режимов работы по другим направлениям коррекЦИ* При этом длительность всего цикла занятий определяет' общей динамикой продвижения детей данной группы, xoi каждая программа имеет и свои усредненные норматив! Руководствуясь принципом замещающего развития, важно понимать возможность в случае необходимости вернуться на предыдущий этап работы. С этими возвратами и связано отсутствие жестких сроков, невозможность строгого следования общему плану коррекции.