Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога

Большинство из имеющегося на настоящий момент мно­жества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе моногра­фий, справочников и энциклопедий, мало доступно психоло­гам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в сис­теме специального образования, с другой — для их реализа­ции нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение.

Предлагаемые в данном разделе программы зарекомендо­вали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находя­щиеся в группах риска по социально-психологической и об­разовательной дизадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специ­ального образования, в том числе образовательных центров Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и ме-Дико-социальной помощи, могут быть также использованы Психологом при работе в коррекционно-диагностических груп­пах, открываемых при психолого-медико-педагогических кон-Ультациях и комиссиях разного уровня.

Весь комплекс предлагаемых в данном разделе программ условно можно разделить на группы, различающиеся глуби-°и проникновения в структуру психического развития.

Исходя из этого, коррекционные психологические програ мы разделяются на:

• программы, ориентированные непосредственно на причины на­
блюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную
ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых
систем)1;

• программы, мишенью воздействия которых является уровень ба­
зовых составляющих психического развития (формирование и
гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых со­
ставляющих: произвольной регуляции психической активности-
пространственных представлений; базовой аффективной регу­
ляции);

• симптоматические коррекционные программы, воздействие ко­
торых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные
феномены отклоняющегося развития.

К первой категории в первую очередь следует отнести кор­рекционные программы, основанные на нейропсихологичес-ком подходе:

• программу комплексной нейропсихологической коррекции и
абилитации (по А.В. Семенович);

• методику формирования программирования, произвольной са­
морегуляции и контроля за протеканием психической деятель­
ности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).

К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести:

• программу формирования произвольной регуляции психической
активности (программа ФПР);

• программу формирования пространственных представлений
(программа ФПП)2;

• программу формирования базовой аффективной регуляции (гар­
монизации уровневой регуляции аффективной сферы по систе­
ме О.С. Никольской).

1 Совершенно очевидно, что коррекция нейробиологических особенное
развития ребенка (фактически лечение) не может быть осуществлена ни D
хологом школы, ни каким бы то ни было другим, пусть даже высокопроЧ
сиональным, специалистом. Это прерогатива врача. ^.«i

2 Эти программы являются авторскими разработками Н.Я. Семаго [107;

Среди программ третьего типа (симптоматической направ-енности) представлены коррекционно-развивающие про­граммы:

# арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арт-
терапия;

, формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста;

# развитие самосознания через психологическую сказку.

Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков:

1) коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятель­
ности;

2) коррекция эмоционального развития ребенка в целом;

3) психологическая коррекция поведения детей и подростков;

4) коррекция личностного развития (в целом и отдельных его ас­
пектов).

Необходимо помнить, что одной психологической коррек­ции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает дос­таточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с дея­тельностью других смежных специалистов — врача, логопе­да, дефектолога или педагога дополнительного образования. Причем, чем более выражена органическая причина откло­няющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипич­ного развития, отягощающих общую картину развития, воз­растает роль нейропсихолога и, соответственно, методов кор­рекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дизадап-тацию в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на °пределенных этапах работы могут быть привлечены лого-ПеД, дефектолог, педагог дополнительного образования. Имен-Но таким образом реализуется междисциплинарный принцип КоРрекционной работы команды специалистов, индивидуали-Руется вся система сопровождения ребенка в образователь-н пространстве.

2.2. Организационные аспекты проведения психологической коррекции

Можно сформулировать наиболее важные параметры пси хологической коррекционной работы, относящиеся к ее орга низационной стороне. К таким параметрам следует отнести-

• форму проведения коррекционной работы;

• продолжительность и режим занятий;

• подбор и комплектацию групп.

Выбор индивидуальной или групповой формы коррекци­онной работы определяется в первую очередь структурой пси­хического развития ребенка (профилем сформированности базовых составляющих), возрастом и выраженностью аффек­тивных проблем ребенка. Действительно, именно поведение ребенка зачастую становится основным препятствием груп­повой работы. Кроме того, индивидуальные занятия необхо­димы в том случае, если ребенок усваивает материал значи­тельно медленнее, чем большинство детей в группе. Суще­ствуют и другие показания для проведения индивидуальной работы, которые определяются психологическим диагнозом, выраженностью имеющихся особенностей развития.

При групповой работе должна быть определена наполня­емость групп для каждой конкретной коррекционной про­граммы. Наши представления об оптимальной наполняемо­сти групп для детей разного возраста и временные нормати­вы при использовании авторских программ формирования произвольной регуляции и пространственных представле­ний приведены в таблицах 1-4 в п. 3.3 главы 3 данного раздела.

Продолжительность и интенсивность работы по програм­мам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ре­бенка и его возрастом. В большинстве случаев оптимальны­ми являются занятия два раза в неделю. Это не исключает й других режимов работы по другим направлениям коррекЦИ* При этом длительность всего цикла занятий определяет' общей динамикой продвижения детей данной группы, xoi каждая программа имеет и свои усредненные норматив! Руководствуясь принципом замещающего развития, важно понимать возможность в случае необходимости вернуться на предыдущий этап работы. С этими возвратами и связано отсутствие жестких сроков, невозможность строгого следования общему плану коррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: