Возраст ребенка | 3,5-5 лет | 5-6 лет1 | 6-7 лет2 | 7-8 лет | 8-10 лет | |
Продолжительность занятия (в мин.) | Индивидуальная работа | 15-20 | 20-25 | ок. 30 | 30-35 | 35-40 |
Групповая работа | 20-25 | 25-30 | 30-40 | 40-45 | 45-60 |
Необходимо добавить, что формирование наиболее сложного, верхнего уровня — произвольной регуляции межличностных отношений — начинается тогда, когда дети выполняют задания в паре и участвуют в групповых играх по правилам. Какого-либо специального этапа коррекционной работы для формирования этого уровня в программе не предусматривается, регуляция межличностных отношений имплицитно присутствует во всех групповых упражнениях. Задача пся холога, проводящего занятия, — отслеживать и регулировать (перераспределением детей в группах и подгруппах, сменен лидера группы, введением соответствующей мотивации и т.п.) межличностные отношения.
В случаях грубой несформированности произвольной ре' гуляции поведения программа ФПР может быть использов* на в индивидуальной форме. В более легких случаях, особенно
|
|
1 Для детей до 5-6 лет программы являются развивающими и проводя*
только в рамках игровых занятий.
2 Для детей 6-7 лет и старше данные программы могут быть как р
вающими, так и коррекционными.
если у ребенка существуют скорее проблемы организации оведения в среде детей, возможно подключение его к работе малой группе на 4-м или 5-м этапах.
Следует отметить, что каждое конкретное занятие не может состоять только из каких-либо отрабатываемых движений. Подобная организация занятий с ребенком невозможна, а структура каждого занятия скорее представляет собой слоеный пирог, то есть каждое занятие тактически разбивается на различные этапы. Например:
1) разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления
уже отработанных заданий;
2) овладение новым материалом;
3) игровой этап, обязательный для каждого занятия, в ходе кото
рого также происходит формирование произвольности, как на
двигательном уровне, так и на уровне регуляции психических
функций — внимания, памяти и т.п. (в ходе удержания заданных
игровых правил) с учетом ведущей мотивации каждого ребенка
и специфики межличностных коммуникаций в целом;
4) завершающий, чаще всего релаксационный этап с использо
ванием уже имеющихся или формирующихся умений расслаб
ляться.
Программа формирования пространственных представлений (ФПП) как основы когнитивного компонента познавательной деятельности
Показания к использованию программы
В качестве коррекционно-развивающей данная программа успешно может быть использована при работе практически со всеми категориями детей, обучающихся в системе специального образования.
|
|
Как основная программа ФПП может быть использована при следующих типах отклоняющегося развития:
• тотальное недоразвитие (простая уравновешенная и тормози-
мо-инертная формы);
• парциальная несформированность преимущественно когнитив
ного компонента деятельности (в том числе вербально-логичес-
кого)*;
• парциальная несформированность смешанного типа; мягкие, слабо выраженные варианты искаженного развития преимущественно эмоционально-аффективной сферы (4-я группа РДА по О.С. Никольской);
• дисгармоничное развитие, осложненное парциальной несфор-мированностью смешанного типа.
Таблица 4
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПП
Возраст детей | 3,5-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 7-8 лет | 8-9 лет | 9-10 лет 8-12 чел. |
Наполняемость групп1 | 4-5 чел. | 4-6 чел. | 5-7 чел. | 6-8 чел. | 8-10 чел. | 8-12 чел |
Противопоказания к использованию программы ФПП
Нецелесообразно использовать программу в работе с детьми с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы (пусть даже имеющих пробелы в развитии пространственных представлений), поскольку это может привести к провоцированию новой сферы сверхценных увлечений и интересов, еще более искажая тем самым всю структуру психического развития ребенка.
Описание программы
Программа делится на 2 основных раздела, включающих 7 последовательных этапов, каждый из которых представля ет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными и пространственно-временными представлениями в ходе его развития. Этап состоит из нескольких тем, каждая из которых представляв' собой работу на различных уровнях с обязательной соотве' ствующей вербализацией всех взаимоотношений. Такими уроВ' нями являются:
1 При работе по программе в паре с ассистентом количество детей в грУ11' пах может быть увеличено на 30%.
• пространство собственного тела;
• расположение объектов по отношению к собственному телу;
• взаимоотношения внешних объектов между собой;
• пространство речи и языка (квазипространственные представления - лингвистическое пространство).
Работа над высшим уровнем пространственных представлений — межличностным пространством — имплицитно присутствует при работе в групповом режиме в процессе формирования более «низких» уровней.
Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления данного этапа, после которого допускается переход к следующему этапу программы. Такая организация программы является оптимальной с точки зрения нормативного развития функций, реализации принципа замещающего развития.
Каждый этап программы имеет серии контрольных и сенсибилизированных заданий, в том числе интермодальных, позволяющих определить степень усвоения формируемых представлений и их актуального использования в речи ребенка.
В соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровая, соревновательная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избегания наказания) разрабатывается и вид проведения занятий.
Работа начинается с уровня тела (формирование схемы тела и соматогнозиса), переходя к уровню пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве (в том числе в рабочем пространстве в плоскости доски или ученического стола). Работа над овладением квазипространственными представлениями (пространство речи и языка) должна осуществляться только при условии овладения и свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях пространственных представлений.
Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических, являющихся наиболее поздно усваиваемыми ребенком (то есть наиболее сложными).
|
|
Задачи, решаемые с помощью подобного типа коррекционной программы, можно представить следующим образом:
• умение правильно использовать и понимать предлоги, сложные речевые конструкции (понимание сложных грамматических конструкций, в том числе инвертированных, пассивных, пространственно-временных и квазипространственных);
• формирование навыков словообразования, работа, над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка;
• развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;
• ориентация во временных представлениях, в пространстве времени (интервалах времени);
• профилактика трудностей овладения числовым рядом, решения математических задач, в том числе задач на движение;
• развитие умения работать со схемами и планами;
• развитие навыков самостоятельной творческой работы.