По программе ФПР

Возраст детей 3,5-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 7-10 лет
Наполняемость групп 3-4 чел. 3-5 чел. 4-6 чел. 6-7 чел.2

Противопоказания к использованию программы

Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития как минимум малоэф­фективно, а в ряде случаев может привести и к ухудшению состояния ребенка.

Противопоказанием является наличие у детей нарушений опорно-двигательного аппарата (большинство его вариантов). В основном это дети, обучающиеся в учреждениях VI вида.

Абсолютными противопоказаниями являются наличие у ребенка эпилептической болезни, эписиндрома различной степени выраженности, даже пониженных порогов судорож­ной готовности. Это может относиться как к детям с выра­женным локально или диффузно поврежденным развити­ем, так и сопутствовать любому типу отклоняющегося раз­вития.

1 У авторов нет опыта использования данной программы в коррекционных учреждениях других видов.

2 При работе по программе в паре с ассистентом количество детей в
может быть увеличено на 30%.

Описание программы

Программа строится с учетом основных принципов коррекционной работы и состоит из пяти основных усложняющихся этапов, общей целью которых является формирование произвольной регуляции деятельности ребенка.

Каждый этап должен представлять серию усложняющихся заданий, направленных на развитие произвольной регуляции деятельности того или иного уровня и сложности. Например, второй этап направлен на формирование произвольной регу­ляции на уровне двигательных программ: от элементарных до чрезвычайно сложных, состоящих из большого количества последовательных движений различных частей тела.

В соответствии с основными принципами коррекционной работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу образности, строго соотноситься с возрастом, то есть учитывать общий уровень развития ребен­ка (в первую очередь мотивационные аспекты).

Каждый из этапов должен иметь серию как контрольных, так и сенсибилизированных заданий и, что наиболее важно, не должен быть ограничен какими-либо жесткими сроками, а наоборот, предполагать, в случае затруднений, возврат к предыдущим этапам работы.

Структура программы

Этап 1 заключается в работе над собственным телом. Важ­на фиксация внимания на ощущениях (мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения. Весь этап проходит в основном в положении лежа на спине.

После отработки напряжения и расслабления всего тела, последовательно проводится работа с отдельными мышечны­ми комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности:

1)начиная от лица к плечам;

2)от головы к рукам;

3)от рук к туловищу и ногам;

4) затем к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);

5) к группам мышц кистей рук и стоп.

Далее выполняются игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и частями тела в определенной последовательности: рука (прав» левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы

Этап 2 заключается в работе над последовательной сери ей произвольных движений. Данный этап проводится

лежа на спине, так и в положениях сидя и стоя.

Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выпол нением извне (контроль со стороны взрослого) на контроль з* собственными действиями непосредственно самим ребенком.

Выполнение серий произвольных движений должно про-исходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции, когда пошаговый конт­роль обеспечивается специалистом. Специалист организует следование программе и контрольные действия (проверка напряжения или расслабления той или иной группы мышц в процессе выполнения движений). На этом промежуточном этапе контроль правильности выполнения тех или иных дви­жений распределен между специалистом и ребенком.

Следующим может быть выполнение задания только по речевой инструкции. При этом задание должно иметь четкое название.

Заключительным разделом этапа можно считать правиль­ное выполнение заданий ребенком только по названию зада­ний, с собственным контролем.

Дальнейшие занятия состоят из заданий, формирующих произвольную регуляцию силы мышечного напряжения (то­нуса) и направление приложения силы. Задания выполняют­ся в различных положениях (преимущественно сидя и стоя).

На последних подэтапах предусмотрены последовательные движения как отдельно конечностями, так и всем телом, н включающие сложные реципрокные (билатеральные) взаимо­действия конечностей.

Этап 3 базируется на ранее освоенных умениях и допол­няется выполнением вначале элементов реципрокных двиэК' ний, а позднее собственно реципрокных движений.

Работа на этом этапе также ведется в соответствии с закО' нами развития движений: вначале элементарных в проке! мальных частях конечностей, с постепенным усложнением13 включением все более дистальных частей конечностей (проксимо-дистальный закон), в направлении от головы к ногам, (цефало-каудалъный закон) с постепенным подключением в ложных последовательных движениях всего тела1.

Нa данном этапе, как и на предыдущем, следует особенно обратить внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) на самостоятельный конт­роль ребенка за собственными действиями. Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четве­реньках (различные варианты ползания).

На этапе 4 наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно психических функций ребенка. Он представляет собой сочетание двигательных зада­ний и произвольного владения в первую очередь речью, подра­зумевая, что возможность произвольной регуляции внимания, запоминания имманентно формировалась и отрабатывалась на предыдущих этапах.

Здесь уместно использование различных вариантов вербаль­ных игр, наряду с двигательными, когда ребенку приходится ждать своей очереди, ограничивая тем самым (организуя про­извольность) не только моторную, но и речевую, эмоциональ­ную активность.

Этап 5 представляет систему постепенно усложняющих­ся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребенком.

Следует отметить, что в целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложен­ные М.И. Чистяковой2. Следует помнить, что последователь­ность используемых заданий и упражнений должна соответство­вать заявляемым принципам и последовательности формирова­ния уровней произвольности психической активности.

Завершающей частью программы является постепенный Переход к когнитивным играм с удержанием правил и воз­можностью контроля не только за собственной частью игры, Но и за выполнением правил игры партнерами.

Подробно о законах формирования движений в норме можно познако­мься в работах [39; 69; 110].

Ч М.И. Психогимнастика / Под. ред. М.И. Буянова [132].

Работа по данной программе предусматривает в основа групповую форму. Количество детей определяется в nepBV очередь психологическим диагнозом (показаниями к исполь зованию данной программы), выраженностью проблем и во растом детей. Оптимальная наполняемость групп и ориенти ровочная продолжительность занятий для детей разного воз раста представлена в таблице.

Таблица3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: