Комплексная методика психомоторной коррекции
Нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психически: функций, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.
Одной из таких технологий является комплексная методика психомоторной коррекции [54]1. В рамках этой программы два традиционных направления коррекционной работы -двигательная (моторная) коррекция и собственно когнитивны методы, направленные на преодоление трудностей усвоенй школьных знаний и формирование ВПФ, — используются едином комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния^
1 Описание системы, основанной на нейропсихологическом подходе, пр° дится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекция Под ред. А.В. Семенович. — М.: МГПУ, 1998
Методика комплексной психомоторной коррекции исхо-йТ из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с уче-0]у1 общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию развитии всех ВПФ. Поскольку сенсомоторный уровень яв-ляется базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале к0ррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и развивающим взаимодействия между различными уровнями й аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями1.
|
|
Привлечение методов когнитивной коррекции с последующим включением их в коррекционный процесс должно проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Методика используется в адаптированном для детского возраста варианте, основана на использовании базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней коррекции является представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.
Уровень 1 — уровень активации, энергоснабжения и статокинети-
ческого баланса психических процессов; уровень 2 — уровень операционного обеспечения сенсомоторного
взаимодействия с внешним миром; уровень 3 — уровень произвольной регуляции и смыслообразую-
|
|
щей функции психомоторных процессов.
Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую мишень воздействия. Методы 1-го уровня ^правлены прежде всего на элиминацию дефекта и функци-°Нальную активацию подкорковых образований головного 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого
В данном аспекте методика психомоторной коррекции А.В. Семенович тесно смыкается с авторской программой Н.Я. Семаго по формированию продольной регуляции психической активности.
левого полушарий мозга и их взаимодействие, а 3-го урОй ня — на формирование оптимального функционального ста туса передних (префронтальных) отделов мозга.
Требования к применению данной программы подразуме вают включение в коррекционный процесс упражнений 1-Го 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время примене' ния тех или иных методов будут варьироваться в зависимое ти от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что означает включение методов третьего уровня (своего рода коррекция по принципу «сверху вниз»). В идеале, как отмечают авторы даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, автоматизмы, например, первого уровня с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случаях — практически полностью смыкаются с другими направлениями интегратив-ной коррекционной работы.
Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недостаточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма специалистов, проводящих коррекционную работу.
Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пила-евой и Т.В. Ахутиной)1.
Программа представляет собой комплекс учебно-игровых з! нятий, направленных на развитие у детей способности план! ровать и контролировать свои действия. Программа может осуществляться
1 Основы программы приводятся по методическому пособию Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания» [100].
педагогами и психологами, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения (классах VII вида), также в подготовительных группах детских садов. Основные задачи программы:
# становление избирательной активации;
• формирование навыков программирования и регуляции и конт
роля деятельности (3-й функциональный блок организации де
ятельности человека по А.Р. Лурия).
Данная программа очень хорошо технологизирована, психолог может использовать ее в своей работе, в первую очередь во внешкольном компоненте.
Методика формирования навыков программирования и контроля основана на работе с числовым рядом. Во-первых, овладение числовым рядом является фундаментом начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные действия педагога (психолога) и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности постепенно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
|
|
В ходе обучения работа с числовым рядом имеет целью сформировать и упрочить представления о количестве, по-Рядке, закрепить соответствие числа и цифры, добиться возможности произвольного оперирования числом, отвлекаясь от реальных объектов. Программа, способствуя решению этих 3аДач в целом, преимущественно направлена на другое — на Формирование (коррекцию) навыков программирования и к°нтроля.
Принципиальная основа выполнения разработанных нами заданий — совместная деятельность психолога (педагога) и ребенка. Ее организация должна последовательно изменяться таким образом, чтобы программа действия, которой вначале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ребенка. Для этого необходимо обеспечить условия, позволяют ребенку освоить программу, а взрослому — контролировать насколько ребенку это удается. Этими условиями являются
• вынесение вовне (материализация, наглядное представление)
программы;
• особая организация совместной деятельности педагога и ребен
ка, обеспечивающая возможность перехода от развернутого по
элементного действия и его контроля к их свернутым формам.
Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого по усвоению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы:
1) совместное пошаговое выполнение действия по речевой инст
рукции взрослого (на этом этапе программирование и контроль
обеспечиваются специалистом);
2) совместное пошаговое выполнение действия по наглядной про
грамме (программирование и контроль разделяются между
взрослым и ребенком, специалист организует следование про
грамме, контрольные действия ребенка — сличение результата
с программой);
|
|
3) совместное выполнение действия по наглядной программе с
переходом от пошаговой к более свернутым формам реализа
ции программы (на этом этапе роль специалиста в программи
ровании и контроле сокращается);
4) самостоятельное выполнение действия по интериоризованной
(усвоенной) программе с возвращением к наглядной програм
ме при затруднениях (ребенок самостоятельно выполняет и кон
тролирует свои действия; взрослый следит, обращается ли он
при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобнос
ти напоминает об этом);
5) самостоятельное выполнение действия по внутренней програм
ме или перенос ее на новый материал (возможность переноса
контролируется взрослым).
Предлагаемые в программе задания объединяются в пять циклов (последовательных этапов):
1) числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумера
ция этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты
часов, наборные панели телефонов и т.п.);
2) числовой ряд в прямом порядке (актуализация последователь
ности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в слу-чайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по пронумерованным точкам);
3) количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способ
ность к одномоментному «схватыванию» количественных сово
купностей, свертыванию их в целостную структуру); в ходе отра
ботки заданий ребенок вынужден самостоятельно абстрагиро
вать признак количества, что делает эти задания более
сложными, чем предыдущие;
4) обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного
или дискретного рядов, с использованием материала упроченных
ситуаций: этажи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.);
5) параллельные ряды (этап предполагает одновременное выпол
нение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр
и букв по алфавиту, разнонаправленные ряды цифр).
На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. На каждом этапе первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом сложность программирования увеличивается от этапа к этапу.
Наиболее эффективно программа будет работать тогда, когда подобрана индивидуализированная в соответствии с возможностями ребенка адекватная система заданий с исходным уровнем сложности и, желательно, индивидуальным темпом продвижения.