В этом разделе представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, направления и, соответственно, отдельные развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточно широкое распространение в работе с детьми с ограниченными возможностями адаптации, находящимися в системе специального образования, классах VII вида, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. Многие из них в той или иной степени опираются на законы развития и реализуют принципы, приведенные в предыдущем параграфе, в первую очередь принцип замещающего развития.
В данном разделе приведены три типа коррекционных программ, которые могут с успехом использоваться психологом в системе специального образования для развития и коррекции наиболее важных сторон познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Эти программы представляют собой лишь психологическую составляющую комплексной работы с детьми всех специалистов, включенных в процесс сопровождения. Предлагаемые направления деятельности психолога, как уже указывалось, Не Должны оставаться единственным (помимо непосредственно коррекционного обучения) направлением специализированной помощи ребенку, они должны разумно сочетаться с кор-Рекционно-развивающей деятельностью других специалистов с°провождения, реализуя тем самым междисциплинарный к°мандный подход.
специально приводим лишь основные схемы этапов °Ррекционных комплексов без детального описания конк-
занятий (уроков) и проводимых упражнений (игро-1х и соревновательных заданий). Конкретное содержатель-е Наполнение программ применительно к конкретным воз растным особенностям и вариантам отклоняющегося развй тия должно разрабатываться самим психологом.
При выборе конкретной программы для той или иной груп пы детей (одного ребенка) и обоснования уровня ее сложное ти необходимо учитывать:
• общие законы и закономерности нормативного развития, в том
числе законы и этапы двигательного развития, овладения про
странственными представлениями, закономерности аффектив
ного развития;
• определяющую роль формирования базовых составляющих пси
хического развития как операционально-технологических эле
ментов становления регуляторной, когнитивной и аффективно-
эмоциональной сфер, личности в целом;
• выявленный актуальный уровень развития ребенка;
• последовательность и специфику прохождения ребенком этапов
и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;
• ведущий тип мотивации деятельности;
• поэтапность в формировании новых видов деятельности в соот
ветствии с теорией П.Я. Гальперина.