Общие сведения. В этом разделе представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, направления и, соответственно, отдельные развиваю­щие и коррекционные программы

В этом разделе представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, направления и, соответственно, отдельные развиваю­щие и коррекционные программы, которые получили в насто­ящее время достаточно широкое распространение в работе с детьми с ограниченными возможностями адаптации, находя­щимися в системе специального образования, классах VII вида, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. Многие из них в той или иной степени опираются на законы развития и реализуют принципы, приведенные в предыдущем параграфе, в первую очередь принцип замещающего развития.

В данном разделе приведены три типа коррекционных про­грамм, которые могут с успехом использоваться психологом в системе специального образования для развития и коррек­ции наиболее важных сторон познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Эти программы представляют собой лишь психологическую составляющую комплексной работы с детьми всех специалис­тов, включенных в процесс сопровождения. Предлагаемые направления деятельности психолога, как уже указывалось, Не Должны оставаться единственным (помимо непосредствен­но коррекционного обучения) направлением специализирован­ной помощи ребенку, они должны разумно сочетаться с кор-Рекционно-развивающей деятельностью других специалистов с°провождения, реализуя тем самым междисциплинарный к°мандный подход.

специально приводим лишь основные схемы этапов °Ррекционных комплексов без детального описания конк-

занятий (уроков) и проводимых упражнений (игро- и соревновательных заданий). Конкретное содержатель-е Наполнение программ применительно к конкретным воз растным особенностям и вариантам отклоняющегося развй тия должно разрабатываться самим психологом.

При выборе конкретной программы для той или иной груп пы детей (одного ребенка) и обоснования уровня ее сложное ти необходимо учитывать:

• общие законы и закономерности нормативного развития, в том
числе законы и этапы двигательного развития, овладения про­
странственными представлениями, закономерности аффектив­
ного развития;

• определяющую роль формирования базовых составляющих пси­
хического развития как операционально-технологических эле­
ментов становления регуляторной, когнитивной и аффективно-
эмоциональной сфер, личности в целом;

• выявленный актуальный уровень развития ребенка;

• последовательность и специфику прохождения ребенком этапов
и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;

• ведущий тип мотивации деятельности;

• поэтапность в формировании новых видов деятельности в соот­
ветствии с теорией П.Я. Гальперина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: